Содержание
-
Народное музыкальное творчество: свадебные песни.
Подготовила: учитель музыки и МХК Земисева А.Ю.
-
Цели: познакомить учащихся с народным музыкальным творчеством на примере свадебных песен. Задачи: образовательные - овладение элементарными навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; воспитательные - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к фольклору; развивающие - развить интерес к народному творчеству.
-
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс.
-
Свадебные песни
Свадебные песни –составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского песенного творчества. Исполнялись свадебные песни по ходу свадебной игры. Песни, входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении.
-
Свадебный обряд, где не спели бы традиционных песен, не мог считаться состоявшимся, как и обряд без коллективного гуляния.
-
Свадебные причитания – исполнялись невестой и заменяющей её вопленицей. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжёлая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась к отцу, матери, братьям с просьбой заступиться за неё и не отдавать её в «чужие люди», дать ей погулять ещё «хоть одну весну красну», «хоть одно лето тёплое».
-
«Матушка, что во поле пыльно»(русская народная песня)
-
-
Свадебные песни
Величальные песни – величание, прославление участников свадьбы. В них обращались к древним языческим богам, покровительствовавшим супружеской любви. В величальных песнях непременно присутствовали традиционные магические образы утушки, селезня, лебёдушки и лебедя, придавая исполнению песни сакральный смысл. Объектом обращения песен были все - свадебные «чины»: жених, невеста, дружка, тысяцкий, сват и т.д.
-
М.П. Мусоргский «Плывет лебедушка» из оперы «Хованщина»
-
Свадебные песни
Корильные песни- юмористические и шуточные песни. В этих песнях допускалось соединение мелодии и речитатива (произнесение текста быстрой скороговоркой). В этих песнях много иносказаний. Они с особым задором и юмором передают типичные для людей жизненные коллизии и взаимоотношения. Корильные песни сопровождали комедийные и игровые сцены обрядово-свадебного действа.
-
Русские композиторы очень часто обращались в своих произведениях к свадебным песням. (А.С. Даргомыжский опера «Русалка», М.П. Мусоргский опера «Хованщина», М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» и т.д.).
-
М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» «Романс Антониды».
-
-
Вывод:
Народное музыкальное творчество – это ценнейший клад нашей культуры, воплотивший жизнь, мысли и чувства русского народа. Свадебные песни были неотъемлемой частью обрядов и выполняли свои функции: магическую, юридическую, эстетическую.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.