Содержание
-
АРХИТЕКТУРА РОССИИ1850-1890-х гг.XIX века
-
Русско-византийский стиль
Во время царствования Николая I в архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение - так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию "официальной народности" и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон . Зачатки этого направления в архитектуре появились в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве.
-
Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий — соединение разнородных художественных элементов )сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия. К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что "стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру".
-
Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве , шел по пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному. Этот храм явился завершением драматической истории с созданием храма-памятника славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г. Первоначально храм этот был заложен на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга , но достроен не был. Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу Москвы-реки, служило средством прославления самодержавия и его незыблемости.
-
Храм в 1881 г.Внутренний вид храма(1883 г.)
-
Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре.
-
В светском зодчестве русско-византийский стиль проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.). Он отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. В огромном дворце торжественные залы разных стилевых характеристик названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и др. Это должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи.
-
Большой Кремлевский дворец (1839- 1849 гг.)
-
Гергиевский зал.Андреевский парадный зал на акварели К. А. Ухтомского, 1849 год
-
Здание возведено в 1843—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Николаевского вокзала в 1844—1849 в Москве.
Следуя художественным вкусам 1840-1850-х годов, К. А. Тон решил фасады вокзала в формах ренессанса. Его прототипом послужили ратуши западноевропейских городов. В композицию включена высокая башня, центрирующая фасад, указывающая на местоположение главного входа и в то же время являющаяся часовой башней.
-
-
Стилизаторство.Ретроспективизм.Эклектика
готический ансамбль усадьбы Марфино, арх. М.Д. Быковский лютеранской церкви св. Петра в стиле английской готики, арх.А.П.Брюллов Дворец Белосельских-Белозерских стиле нового барокко, арх. А. И. Штакеншнейдер
-
Псевдорусский стиль
Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже.1878 Погодинская изба.1856 г. арх. Н. В. Никитин
-
Дом Басина в Петербурге. 1879 В.О.Шервуд. Исторический музей.1881
-
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. Здания строились, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.
А.Н.Померанцев. Верхние торговые ряды. 1893
-
Д.Н.Чичагов.Городская дума.1892
-
Н.И.Поздеев.Дом Игумнова.1893
-
А.А.Парланд.Храм Воскресения Христова.Спас -на -Крови.1883-1907.
Храм-памятник.
-
М.М.Антокольский
Мефистофель.1883 Нестор-летописец.1890
-
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман.
-
-
А.М.Опекушин.
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину. 6 июня 1880 года
-
Р.Р.Бах.Памятник Пушкину-лицеисту в ЦарскомСеле.1900
-
В.А.Беклемишев.Деревенская любовь
М.А.Чижов. Крестьянин в беде.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.