Презентация на тему "Искусство Древнего Рима"

Презентация: Искусство Древнего Рима
Включить эффекты
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Искусство Древнего Рима" знакомит студентов с искусством Древнего Рима, его основными чертами, особенностями, произведениями разных видов искусства (живописи, архитектуры, скульптуры). Вся история искусства этой империи разбита на исторические этапы, приведены примеры искусства в каждом из них.

Краткое содержание

  • Периодизация культуры Древнего Рима;
  • Основные черты художественной культуры Древнего Рима;
  • Влияние этрусской и греческой культур на формирование римского искусства;
  • Искусство эпохи Республики;
  • Особенности развития искусства в эпоху Империи и поздней Империи.

Содержание

  • Презентация: Искусство Древнего Рима
    Слайд 1

    Античное искусство. Древний Рим

  • Слайд 2

    План лекции "Античное искусство. Древний Рим"

    • Периодизация культуры Древнего Рима
    • Основные черты художественной культуры Древнего Рима
    • Влияние этрусской и греческой культур на формирование римского искусства
    • Искусство эпохи Республики
    • Особенности развития искусства в эпоху Империи и поздней Империи
  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    • в результате студент должен приобрести:личностные компетенции в коммуникативном и общекультурном аспектах;
    • способность осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность, включая овладение навыками создания, понимания и анализа научных культурологических и искусствоведческих текстов.
  • Слайд 4

    В результате студент должен:

    • знать основные этапы истории развития искусства Древнего Рима,
    • уметь классифицировать и идентифицировать принадлежность произведений к различным видам и формам искусства,
    • владеть навыками анализа произведений искусства того времени.
  • Слайд 5

    Ключевые понятия

    • Базилика
    • Фреска
    • Форум
  • Слайд 6

    Периодизация искусства Древнего Рима

    Художественная культура Древнего Рима распадается на три основных периода:

    • искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.),
    • искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.),
    • искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
  • Слайд 7

    Периодизация римского искусства

    • Республиканский период. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.).
    • Имперский период. В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан

  • Слайд 8

    Капитолийская волчица

  • Слайд 9
    • Этруски создали эмблему Рима - статую Капитолийской волчицы. Статуя Капитолийской волчицы, спасшей согласно легенде основателей Рима - близнецов Ромула и Рема, создана неизвестным этрусским мастером в начале V века до нашей эры.
    • Мифы рассказывают, что двух братьев-близнецов, которые якобы в 745 г. до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица. В память об этом событии на Капитолии, одном из семи римских холмов, в конце VI или начале V в. до н. э. была установлена статуя.
  • Слайд 10

    Гробница Флабелли

  • Слайд 11

    Гробница в Киликии

  • Слайд 12

    Искусство эпохи Республики

  • Слайд 13

    Гробница

  • Слайд 14

    Театр в Афродозии

  • Слайд 15

    Базилика

  • Слайд 16

    Мозаика

  • Слайд 17

    Фреска из Помпеи

  • Слайд 18

    Роспись стены на вилле Мистрей

  • Слайд 19

    Табуларий

  • Слайд 20

    Римский форум

  • Слайд 21
    • Площадь Древнего Рима, на этой площади размещался рынок. Римский форум расположен между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин.
    • Среди основных памятников: Арка Септимия Севера, построенная в 203 г. до н.э. великолепная трехпролетная мемориальная арка с барельефами, прославляющими победы над арабами и ассирийцами; рядом с ней знаменитая ораторская трибуна Ростра, так называемая потому, что была украшена рострами трофейных кораблей; Курия -просторное кирпичное здание, где раньше собирался Сенат; с боку от нее - базилика Эмилия, грандиозное сооружение республиканских времен, от которой, к сожалению, остались только лишь руины.
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Настенная роспись

  • Слайд 24

    Искусство римской империи

    • Ориентация на греческое классическое искусство в литературе и искусстве.
    • Канонизация греческой ордерной системы в архитектуре.
    • Рубеж I-II вв. н.э. – время строительства грандиозных архитектурных комплексов.
    • Искусство империи Октавиана Августа (31 г. до н.э. -14 г. н.э.)
    • Колизей или амфитеатр Флавиев.
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Искусство эпохи Октавиана Августа

    При нём завершено покорение Испании, образованы провинции Египет, Мёзия, Паннония, Германия. При Августе велось большое строительство в Риме (алтарь Мира, форумы Юлия и Августа и др.); правление его совпало также с расцветом римской литературы («золотой век» — творчество Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия и др.).

  • Слайд 27

    Алтарь Мира

  • Слайд 28
    • Алтарь Мира был создан при Августе и должен был увековечить воссоединение сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев.
    • Алтарь представляет собой отдельно стоящее здание без крыши, служившее ограждением жертвенника. Ограду украшали рельефы, разделенные на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент в виде ломаной линии).
    • Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Древа Жизни, населенного птицами и другой живностью, на верхнем рельефе было запечатлено торжественное шествие, включавшее членов мператорского дома.
    • Здесь использован греческий прием изокефалии — все головы аходятся на одном уровне, однако изображение оживляют фигуры детей разных возрастов.
    • Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — в этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Помимо этого, лица персонажей наделены индивидуальными чертами, они портретны.
  • Слайд 29

    Театр Марцелла

  • Слайд 30
    • Строительство театра Марцелла (Teatro di Marcello) начали по приказу Цезаря, а завершили при императоре Августе.
    • Август посвятил театр своему племяннику и зятю Марцеллу (сыну его сестры Октавии и мужу дочери Юлии), умершему молодым (23 г. н.э.).
    • В Средние века театр превратился в крепость семьи Савелли (XIII), а в эпоху Возрождения Б. Перуцци перестроил его часть во дворец Орсини с большим садом, выходившим к Тибру.
    • Во время Второй мировой войны немало людей спасалось от гитлеровцев в запутанном лабиринте дворцовых залов и коридоров.
  • Слайд 31

    Искусство империи Юлиев-Флавиев

    • Клавдий Цезарь Нерон (37—68), римский император с 54 г., из династии Юлиев—Клавдиев.
    • Первые годы правил в согласии с сенатом, находясь под влиянием префекта претория Бурра и философа Сенеки, затем перешёл к политике репрессий и конфискаций, восстановившей против него не только сенаторскую знать (заговор Пизона, 65 г.), но и другие слои.
    • В числе жертв Нерона были и его ближайшие родственники (включая мать), и многие выдающиеся люди (Сенека, поэт Лукан, писатель Петроний и др.). В 68 г. против Нерона восстали наместники провинций. Покинутый даже преторианцами, Нерон бежал из Рима и по дороге покончил жизнь самоубийством.
  • Слайд 32

    Император Нерон

  • Слайд 33

    Колизей (амфитеатр Флавиев)

  • Слайд 34
    • Колизей является крупнейшим из ревнеримских амфитеатров. Его строительство было начато при императоре Веспасиане, окончено — при Тите, сыне Веспасиана. Первоначально Колизей назывался амфитеатром Флавиев…
    • Нынешнее название (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) утвердилось за Колизеем в VIII в.
    • Колизей предназначался для гладиаторских боев и других публичных зрелищ.
    • Колизей построен из туфа, наружные стены облицованы равертином, внутри для конструкций сводчатых галерей использованы кирпич и бетон, трибуны были покрыты мрамором. Статуи и стукковые украшения Колизея не сохранились.
  • Слайд 35

    Колизей

    • Внутри шли 4 яруса сидений, которым снаружи соответствовали 3 яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами (плоскими выступами на стене).
    • На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трехарочных ворот. Двое из этих ворот были предназначены для императора, остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для запуска зверей и ввоза необходимых машин.
    • Наиболее известное театральное здание римской эпохи в отличие от греческого амфитеатра, имело замкнутую форму и состоял из двух полукружий, его сцена-арена имела овальную форму.
  • Слайд 36

    Триумфальная арка Тита

  • Слайд 37
    • Один из шедевров зодчества эпохи Флавиев.
    • Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти.
    • Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона.
    • По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского».
    • Наверху — статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита.
  • Слайд 38

    Искусство империи Траяна

    • В 98—117 гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества.
    • Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии.
    • Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проемами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка.
    • Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
  • Слайд 39

    Форум Траяна

  • Слайд 40

    Акведук в Сеговии. к. I- н. II вв.

  • Слайд 41

    Форум Траяна

    • Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум.
    • Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный.
    • Форум был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества — покровителя Марса Ультора, были две библиотеки — греческая и латинская.
  • Слайд 42
    • Между ними стояла колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии).
    • Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз.
    • Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
  • Слайд 43

    Император Траян

  • Слайд 44

    Искусство империи Адриана

    • Пантеон - единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение.
    • Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе.
    • Пантеон был построен Аполлодором Дамасским в 115—125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии.
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47

    Искусство поздней империи III-IV вв. н.э.

    • Арка Константина – это триумфальная арка, построенная в 315 году н.э. в ознаменование триумфа Константина I, победившего Максенция в битве на Милвианском мосту в 312 году н.э.
    • Арка находится между улицей Палатин и Колизеем, у дороги, по которой проходят торжественные шествия.
  • Слайд 48

    Арка Константина

  • Слайд 49
    • Восемь отдельных коринфских колонн, по четыре на каждую сторону, зиждутся на постаментах с каждой стороны арки.
    • Нижняя часть арки и поддерживающие постаменты построены по принципу «opus quadratum», то есть, сложены из кирпичей квадратной формы,
    • Верх арки выложен кирпичом на манер «opus latericium» и покрыт мраморными плитами.
  • Слайд 50

    Базилика Санта Мария Маджоре

  • Слайд 51

    Конная статуя Марка Аврелия

  • Слайд 52

    Вопросы для самопроверки

    • Охарактеризуйте основные памятники республиканского периода
    • Расскажите о классицизме в искусстве в эпоху правления Октавиана Августа.
    • Какие были художественные идеалы времени правления династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев?
    • Каковы основные черты помпейского стиля в живописи?
    • Назовите особенности художественного стиля времен Траяна
    • Какие вы знаете архитектурные сооружения, созданные при императоре Адриане?
    • Каковы особенности скульптурной пластики и исторического рельефа в искусстве поздней империи?
  • Слайд 53

    Рекомендуемая литература

    • Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник для вузов. / Т. В. Ильина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Высш. шк., 2007. - 368с.
    • История изобразительного искусства : пер. с фр. / Под ред. К. Фронтизи. - М. : БММ АО, 2005. - 516 с.
    • Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей Отдела классического искусства Запада. / [Л. С. Чаковская и др.] ; сост. Н. В. Проскурина, Отв. ред. М. И. Свидерская ; РАН, Гос. ин-т искусствознания. - М. : КомКнига, 2007. - 424 с.
    • Любимов Л. Д.История мирового искусства. Древний мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л. Д. Любимов. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 543 c.
    • Садохин А. П. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.
  • Слайд 54
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке