Содержание
-
Категория стиля в искусстве
-
План лекции "Категория стиля в искусстве"
- Определение и содержание понятия стиля.Теория стилей в искусствознании.
- Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля.
- Проблема стилей в работах классиков искусствоведения.
- Трактовка категории стиля в различных методологических концепциях искусствознания.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
- знать теоретические основы и особенности стилей искусства,
- умение устанавливать степень взаимосвязи стиля с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
- уметь различать и идентифицировать стилистическую принадлежность произведений зарубежного искусства,
- владеть навыками искусствоведческого анализа принадлежности произведения искусства к тому или иному стилю.
-
Источники
- И. Винкельман «История искусства древности».
- И.Ф. Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».
- В.Г. Власов «Стили в искусстве».
-
Ключевые понятия
- Категория
- Стиль
- Романский стиль
- Готический стиль
- Маньризм
- Классицизм
- Барокко
- Рококо
- Романтизм
-
Теория стилей в искусствознании
- Единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов.
- История изучения стилей в искусстве: от чисто эмпирических подходов к осознанию сложности и неоднозначности явлений.
- Проблема стилей в работах классиков искусствознания.
- Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».
-
Происхождение и смысл понятия «категория».
- Категория от греч. kategoria) – высказывание, признак, в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
- Соотношение между категориями бытия и и категориями познания рассматривает наука онтология.
- Основатель учения о категориях – Аристотель (IV в. до н.э.).
-
Смысл понятия «категория»
- Древнегреческий философ Платон выделял четыре категории:идентичность, отличие, постоянство, изменчивость.
- В средневековой схоластике (тип религ. философии)категории(бытие, качество, количество, движение, отношение, обладание) именовались предикатами(от лат. – высказывание, провозглашение), - «то, что высказывается о предмете суждения» (сказуемое).
-
Категория стиля
- Отсутствие общепринятой системы научных категорий в искусствознании.
- Трактовки категории стиля в разных методологических концепциях искусствознания.
-
Категории в искусствознании
- Распределение основных понятий и терминов соответственно разделам теории художественного творчества: онтологии, аксиологии и гносеологии.
- Иммануил Кант называл категории «родовыми понятиями».
- Кант понимал под ними «формы рассудка, которые, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт».
-
Категории истории искусства
Категории творческого метода и стиля связаны с аксиологией (учении о ценностях); родов, видов и жанров искусства с морфологией искусства; художественных направлений, течений и школ – с синергетической функцией искусства.
-
Категория стиля в искусстве
Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля:
- исторический,
- национальный,
- индивидуальный,
- стиль художественной школы.
Стиль как синтез содержательных и формальных элементов искусства, основополагающая категория искусствознания.
-
Исторический тип искусства
В процессе исторического развития художественного творчества, согласно имманентным (лат. immanentis – «внутренне присущий») закономерностям формообразования и под воздействием внешних факторов, складываются некоторые характерные черты, условно объединяемые исследователями в отдельные типы.
-
Исторические типы искусства
- Первобытное искусство, античное искусство, византийское искусство, средневековое искусство, современное искусство.
- Названия этих понятий и их границы условны, не отражают реальный процесс формообразования в искусстве, поскольку линейная шкала времени не играет в этом процессе существенного значения.
- Исторические типы искусства не характеризуют определенный метод и стиль.
-
- В первобытном, античном, средневековом искусстве развивались тенденции, стилистические качества, не сложившиеся в целостную и устойчивую систему, которая позволяла бы даже по одному формальному элементу («носителю стиля»), отражающему единство содержания и формы, сразу же узнавать, атрибутировать произведение искусства.
- Неверно говорить об «античном стиле» или «средневековом стиле».
-
Исторические типы
- Исторические типы включают множество течений, школ и манер отдельных мастеров.
- Только после эпохи Итальянского Возрождения складываются основные художественные направления:классицизм, романтизм и противостоящий им академизм.
- В XVII-XIX вв. внутри этих направлений происходило сложение отдельных исторических стилей.
-
- В средневековье сосуществовало искусство романского, арабского и византийского типов, не обладавшее качествами стилистической целостности.
- Их сменил художественный стиль Готики, объединивший идеи Запада и Востока в уникальных формах.
- Внутри готического искусства существовало множество отдельных течений и региональных школ.
-
Искусство XX века.
- Собирательное обозначение – «современное искусство».
- Из-за отсутствия исторической дистанции не ясны критерии его изучения и оценки.
- Понятия исторических типов, несмотря на «искусственность» и условность границ, удобны для хронологической классификации разнородных явлений.
-
Стиль
- Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.
- Стиль целой эпохи или крупных художественных направлений,
- стиль отдельного произведения или жанра,
- индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора.
-
Динамика развития художественных стилей
Г. Вельфлин и Э. Кон-Винер. 3 стадии формального развития каждого исторического стиля:
- «конструктивная» (архаика),
- «деструктивная» (классика),
- «орнаментальная» (вырождение).
-
Архетипы художественного мышления
Классицизм и романтизм как пространственные координаты исторического восхождения художественных стилей.
-
Вопросы для самопроверки (категория стиля)
- Стиль в искусстве: понятие и содержание эстетической категории.
- Определяющие начала и факторы в формировании стиля.
- Динамика в развитии художественных стилей.
- Архетипы художественного мышления.
- Функции художественного стиля.
-
Рекомендуемая литература
- Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб., 1998.
- Гартман К.О. Стиль: в 2ч. – М., 2005.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.
- Рескин, Джон. Лекции об искусстве / Д. Рескин ; пер. с англ. П. Когана ; под ред. Е. Кононенко. - М. : БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с.
- Садохин, Александр Петрович.Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.