Содержание
-
Классицизм Живопись
- Никола Пуссен (1594-1665)
- Клод Лоррен (1600—1682)
- Шарль Лебрен(1619—1690)
-
Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г.
- Он считается наиболее значительным французским живописцем XVII века
- Родился в простой семье на севере Франции
- После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь
- Первые из созданных им и дошедших до нас работ относятся уже к римскому периоду
- Он выполнял крупные заказы и стал признанным главой классицизма
- Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий
-
«Поклонение золотому тельцу» - одно из полотен на библейские сюжеты
Всеобщее рукоплескание и буйная пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству
-
Библейское действо перенесено из Египта на более близкую и знакомую художнику почву О Египте напоминает лишь обелиск за храмом
-
Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет
- На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописной архитектурой среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой
- В композиции картины царит холодная ясность
-
- Рождество
Работы Н. Пуссена
- Марс и Венера
- Великодушие Сципиона
-
Аркадские пастухи
-
- Пуссен увлекался учением античных философов стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти
- Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи»
- Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии»
- Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях
- Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце
- Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно
- Композиция картины проста и логична
-
Похищение сабинянок
-
Царство Флоры
-
В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1б31 г.) художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.)
Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением
Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию
Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры
-
Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу
Некоторые из них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину
Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: например, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду
-
Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы, чтобы перевязать ими раны возлюбленного
На полотне господствуют гармония и свет
Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой
Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок синей, красной, жёлтой и оранжевой
Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора
Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов
-
- Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж
- Он всегда населён мифологическими героями
- Это отражено в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Геркулесом»
- Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев
- Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира
- Ту же идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная
Пейзаж с Полифемом
-
В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план — равнина, второй — гигантские деревья, третий — горы, небо или морская гладь
Разделение на планы подчёркивалось и цветом
Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные, и прежде всего голубой
Но художник был убеждён, что цвет — это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума
-
Клод Лоррен (1600—1682)
Клод Лоррен был современником Пуссена
Настоящее имя художника — Клод Желле, а прозвище Лоррен он получил по названию места своего рождения — провинции Лотарингия
Ещё ребёнком он попал в Италию, где и начал обучаться живописи
Большую часть жизни художник провёл в Риме
-
Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было редкостью
Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой
Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте
- Утро в гавани
-
Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали
Фигуры персонажей на переднем плане кажутся почти незаметными по сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет
Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа
- Полдень
-
Требовалось, чтобы сюжет кар тины содержал серьёзную духовно - нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя
Согласно теории классицизма, такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах
Основными художественными ценностями признавались рисунок и композиция, не допускались резкие цветовые контрасты
Композиция картины делилась на чёткие планы
Во всём, особенно в выборе объёма и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов
Образование художника должно было проходить в стенах академии
Он обязательно совершал поездку в Италию, где изучал античность и произведения Рафаэля
Таким образом, творческие методы превратились в жёсткую систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание
-
Шарль Лебрен(1619—1690)
В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм
Получив звание первого живописца короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале
Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV — Короля солнца
- Дедал и Икар
-
Лебрен написал и множество портретов
Его заказчиками были в основном королевские министры и придворная аристократия
Живописец во всём потакал их вкусам, превращая свои картины в парадное театрализованное действо
Так показан канцлер Франции Пьер Сегье: этот политический деятель получил при жизни прозвище «собака в большом ошейнике», но Лебрен не сделал даже намёка на его жестокость — вельможа с благородной осанкой и лицом, исполненным мудрого достоинства, восседает на коне в окружении свиты
-
Портрет канцлера Пьера Сегье
-
Благодаря Лебрену в 1648 г. была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры, он много лет руководил Королевской мануфактурой гобеленов и мебели
В своей долгой педагогической деятельности в академии Лебрен проявил себя настоящим диктатором, настаивая, прежде всего, на тщательном обучении рисунку и пренебрегая колоритом
Ссылаясь при этом на авторитет Пуссена, он незаметно превратил его принципы в мёртвую догму
- Въезд Александра Македонского в Вавилон
Картина несет в себе идею военного мужества и добродетели монархии Лебрен любил эпический жанр.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.