Содержание
-
Европейское искусство XVII века: Барокко и классицизм
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
- знать теоретические основы искусства, основные этапы истории искусства XVII века,
- уметь различать и идентифицировать жанровую и стилевую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
- владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
-
План лекции "Искусство XVII века: Барокко и классицизм"
- Европейская художественная культура XVII века.
- Термин «барокко» в истории искусства и его значение.
- Искусство классицизма. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном искусстве Франции.
- Внестилевая форма художественного мышления: творчество Караваджо, Рембрандта, Веласкеса.
-
Ключевые понятия
- Барокко
- Декоративно-прикладное искусство
- Классицизм
- Художественный стиль
-
Постренессансная культура
- Исторический фон развития искусства в XVII в. Великие географические и естественнонаучные открытия.
- Острое ощущение человеком того времени зыбкости и неустойчивости своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью.
- Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. и кризисом гуманистических идеалов итальянского Возрождения.
-
Возникновение стиля барокко
- Баро́кко - «странный», «причудливый»; perola barroca — «жемчужина неправильной формы».
- Существуют и другие предположения о происхождении этого слова - характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция.
- Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
- Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «Западной цивилизации».
-
Стиль Барокко
- Италия – родина Барокко.
- Причины рождения стиля.
- «Жизнь – сеть сон» - кредо Барокко.
- Характеристики стиля:
- эмоциональная выразительность,
- масштабность,
- динамическая насыщенность,
- сложность композиционных решений.
-
Архитектура барокко
-
- Принципы и выразительные средства архитектуры.
- Главный архитектурный памятник XVII в. – палаццо Барберини.
- Авторы – архитекторы Мадерна, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
- Бернини выполнил огромное количество архитектурных и скульптурных работ, которые украсили храмы, дворцы и площади итальянской столицы.
- Мастер создавал парадные монументы, фонтаны, надгробия, статуи святых, скульптурные группы, портреты.
-
-
Лоренцо Бернини (1598-1680)
- Сын скульптора, Бернини с детских лет рос в атмосфере искусства, его одаренность проявилась очень рано.
- Он не только великий архитектор, но и великий скульптор, великолепный рисовальщик, живописец, театральный декоратор.
-
Архитектура барокко
-
-
Скульптура Лоренцо Бернини
- Мастер работал над портретами Римских пап, королей, вельмож, сановников.
- Бернини раскрывал душевное состояние человека.
- Мастер, стремился почувствовать и передать главное в облике портретируемого, делал многочисленные зарисовки, изображая модель не позирующей, а в движении, в разных позах, в общении с другими людьми.
- Скульптор виртуозно передавал в мраморе самые различные по фактуре материалы - металл, шёлк, бархат, мех, кружево.
-
-
- Бюст кардинала Шипионе Боргезе (1632) среди более ранних портретов, выполненных Бернини - шедевр психологической характеристики и живой естественности.
- Скульптура герцога Модены Франческо д'ЭстеЭто из более поздних парадных портретов.
- В нем поза, постановка фигуры, поворот головы, локоны пышных париков и развевающиеся драпировки способствуют созданию единого, приподнятого, но в своей основе правдивого образа.
-
-
Франческо Борромини (1599-1667)
- Второй крупнейший зодчий XVII в.
- Его искусство олицетворение крайней степени творческой индивидуальности, свободы художественного выбора.
- Сознательно формировал особенное, напряженное динамичное пространство вокруг своих построек «волнением стен».
- При разработке фасада он использовал мотив вогнутой кривой, редко встречающийся в римской барочной архитектуре.
-
Франческо Борромини
-
Изобразительное искусство Фландрии
- Важная особенность живописи барокко – передача движения, пластики.
- Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко – Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
-
-
-
Классицизм
- Классици́зм (фр.classicisme, от лат.classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.
- Обращение к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.
- Родина стиля - Франция.
- Возникновение классицизма на волне общественного подъема французской нации и французского государства.
- В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта.
-
- Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
- Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
- Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
-
- Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара.
- Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре 17 в.— восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр).
-
Версаль
-
Малый Трианон
-
- Малый Трианон — загородный дворец, построенный в Версале (1762-1764) по заказу Людовика ХV поражает своими гармоничными пропорциями.
- Это образец безошибочно рассчитанной гармонии: в основе всех главных членений лежит соотношение 1:2 (длина здания вдвое больше высоты, высота двери вдвое больше ее ширины, высота второго этажа вдвое меньше первого и т.д.).
-
Вестибюль замка Сан Суни
-
Классицизм
- Основоположником и крупнейшим мастером классицизма 17 в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью философско-этического содержания, гармоничностью ритмичного строя и колорита.
- Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца 17—начала 18 вв. (архитектор Н. Тессин Младший).
-
Никола Пуссен
-
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет", 1658, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва).
-
- Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности:
- “Пейзаж с Полифемом", около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- серия пейзажей “Времена года", 1660-1664, “Аполлон и Дафна", - все в Лувре, Париж.
- Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
-
-
-
Микеладжело Караваджо (1571-1610)
- Реформатор европейской живописи XVII в.
- Отвергал школу как систему подготовки живописцев, ставил во главу угла индивидуальные способности.
- Уравнял в творчестве жанры живописи.
- Особенность его творческого почерка - караваджиевский луч.
-
Призвание апостола Матфея
-
Положение в гроб
-
Возвращение Блудного Сына
-
Вопросы для самопроверки
- Расскажите об эстетических признаках стиля барокко
- Какие архитектурные ансамбли связаны с именем Л.Бернини?
- Расскажите об особенностях живописи барокко на примере творчества П.П. Рубенса
- Назовите основные этапы становления классицизма во Франции
- Расскажите об основных признаках «большого стиля» Людовика XIV на примере Версаля
- Каков творческий метод Н. Пуссена, создателя стиля классицизма в живописи?
-
Рекомендуемая литература
- История мирового искусства : пер. с ит. - М. : БММ, 2008. - 720 с.
- Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. - М. : Шевчук В., 2001. - 217 с.
- олотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство:
- Учебное пособие для студ. вузов - М. : ФОРУМ, 2007. – 272 с.
- Шоню П. Цивилизация классической Европы; пер. с фр. и послесл. В. Бабинцева. - Екатеринбург : У- Фактория, 2005. - 608 с.
- Юренева Т. Ю. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции: Учебное пособие для студ. вузов - М. : Академический Проект, 2007. - 414 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.