Содержание
-
-
Фарфоровые чайники,Подсвечники, часы,Животные и птицыНевиданной красы.Деревня в ПодмосковьеПрославилась теперь.Известно всем в народеЕё названье – Гжель.Гордятся в Гжели жителиНебесной синевой,Не встретите на свете выКрасоты такой.
-
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам
-
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам».
-
Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».
-
Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой.
-
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
-
Гжельская майолика
-
В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью.
-
В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы.
-
Для гжельских изделий этого времени характерна великолепная форма и бесконечное разнообразие мотивов росписи: среди сохранившихся изделий Гжели XVIII века не найдется и двух совершенно одинаковых предметов. Майолика Гжели была доступна и богатым, и бедным людям. Время наибольшего расцвета Гжельской майолики - 80-90-е годы XVIII в.
-
Гжельская майолика успешно продавалась не только на местных рынках и ярмарках, но и охотно раскупалась в Москве, Нижнем Новгороде, Сибири, Средней Азии, на Кавказе. С конца 18 века начался кризис майоликово производства Гжели, вызванный появлением в стране английского фаянса с тонким белым плотным черепком, декорированным печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию.
-
Традиции гжельской майолики в настоящее время продолжает завод художественной керамики в поселке Турыгино. Он выпускает изделия с сочной синей росписью по белому фону. Большой вклад в дело восстановления производства гжельской майолики внесли художницы Н. И. Бессарабова и Л. П. Азарова.
-
Гжельский полуфаянс
-
"Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах. В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета.В результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской.
-
Первые десятилетия и роспись полуфаянсовых изделий была такой же, как у майолики. Начиная с 1820-х гг. она уступает место синим росписям. Изредка ещё использовали зеленый и коричневый цвета. Из полуфаянса делали и более мелкие бытовые вещи: подсвечники, тарелки, чернильницы, солонки. Все они украшались синей росписью.
-
В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: роспись синего цвета украшает кумганы, квасники, кувшины. В росписях разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов. Роспись изделий дополнятеся скульптурными украшениями в виде маленьких фигурок, располагающихся вокруг горлышек сосудов.
-
Тогда же стали использовать люстр. Люстр - это вид глазури с перламутровым переливом, цветным или бесцветным. Для образования люстра перед обжигом поверх глазури наносят специальное вещество, которое после обжига образует тонкую надглазурную пленку, преломляющую падающие лучи света.
-
Стремясь расширить возможности полуфаянсового производства крестьянин из деревни Речицы Афанасий Киселев в 20-е гг. XIX века начинает выпускать новый вид полуфаянса – так называемую «бронзовую» посуду. Изобретение Киселева становится достоянием всей Гжели: желтоватые сосуды с золотистой росписью в большом количестве поступают в продажу.
-
Одновременно с «бронозовой» посудой из полуфаянса выпускали похожую фаянсовую посуду с росписью люстром сиреневого цвета. Гжельский полуфаянс пользовался большой популярностью и охотно раскупался до конца XIX века, когда его производство прекратилось.
-
Гжельский фаянс
-
1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства. В середине XIX века Россия покрылась целой сетью мелких фаянсовых заводов, которые открывали купцы, мещане, крестьяне. Фаянс, производимый этими заводами, был дешев, его покупали средние и бедные слои населения.
-
Фаянс гжельских заводов XIX века по составу приближается к полуфаянсу, формы изделий просты, рисунок ручной росписью или печатью. Часто оригинал для печати заимствуется с изделий больших заводов.
-
Наиболее известным и мощным был завод Тереховых-Киселева в деревне Речицы Бронницкого уезда. По художественным достоинствам своей продукции завод Тереховых-Киселева занимал одно из первых мест среди русских фаянсовых предприятий. Художники завода нередко обращались к античным темам, создавая изделия, для росписи которых использовались только темно-красная и черная краски. Популярными были китайские мотивы. Большое количество изделий завода Тереховых-Киселева украшалось печатными рисунками.
-
Технология «мраморной» посуды была самостоятельно разработана основателем завода – Иосифом Федяшиным. Из этой массы изготовляли чайную и столовую посуду, плитки для пола и прочее. Фаянсовый завод Федяшина, существовавший с 1866 по 1918 гг. славился своими тонко и чисто отформованными «мраморными» изделиями
-
Гжельский фарфор
-
К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах. Первые королевские и императорские мануфактуры, на основе которых сложились главные национальные очаги европейской культуры фарфора были в Мейсене, Вене, Берлине, Севре и Петербурге. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора. В 1765 году мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Теперь это - Фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Долгое время этот завод был ведущим по выпуску художественного фарфора. Вслед за Императорским фарфоровым заводом в Петербурге в России во второй половине XVIII века появились и частные мануфактуры.
-
Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино Павел Куликов. Секрет фарфора он узнал, работая на заводе Отто в Перове. Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего и никого не пускал на свой заводик. В темную ночь мастера из деревни Кузяево Г.Н.Храпунов и Е.Г.Гусятников пробрались в его мастерскую через трубу, срисовали горн, похитили образцы фарфоровой массы и завели собственные предприятия. Через их учеников производство фарфора широко развилось в Гжели. Но наш рассказ не о них, а о мелких мастерских Гжели, о "крестьянском" фарфоре
-
Жидкую фарфоровую массу (шликер) литейщик заливает в формы. Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Отлитые изделия идут на первый обжиг. Мастера - модельщики на гончарном круге вытачивают гипсовые модели изделий. C гипсовой заготовки изготавливается форма для отливки.
-
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Темный, серый с мушкой черепок низкосортных изделий скрашивала яркая, броская роспись, которая выполнялась преимущественно в надглазурной технике, но часто сочеталась и с подглазурной. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
-
Во второй половине XIX века сложился отдельный промысел росписи фарфора. Одни мастерские занимались росписью кобальтом, другие надглазурной росписью мелких предметов, третьи расписывали "крупнину" (блюда, большие вазы).
-
Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу "картошкой", "виноград" и другие. Даже в период упадка промысла в конце XIX - начале XX веков сохранился творческий характер труда народных мастеров. Это больше всего проявилось в росписи, называемой мастерицами "агашкой", которая создавалась гжельскими писарихами на основе растительных мотивов, взятых ими из окружающей природы.
-
Во второй четверти XIX века в Гжели было более 50 заводов. Быстрый упадок гжельского промысла, начавшийся с третьей четверти XIX века, был связан с развитием в стране крупной капиталистической промышленности, вытеснявшей с рынка изделия мелких предприятий.
-
Национально своеобразное искусство народного русского фарфора, которое создали мастера гжельского промысла, оказало своё влияние и на изделия знаменитых частных русских заводов.
-
В конце XIX -начале XX вв. гжельский промысел был в упадке. В годы империалистической войны (1914-1918), революции, гражданской войны и связанной с нею разрухой в стране он почти совсем прекратил свое существование. Часть мастеров переквалифицировалась, другие вырабатывали аптечные банки и технический фарфор.
-
Частные заводы в 1918-1919 годах были национализированы. Одни из них продолжили выработку посуды, другие были переведены на изготовление электротехнического фарфора. В годы НЭПа (1921-1929гг.) существовали ещё мелкие частные мастерские, которые делали базарную глиняную игрушку.
-
В 1930-х годах в Гжели был организован ряд артелей. Так в 1936 году в д. Турыгино создана артель "Художественная керамика", которая до настоящего времени представляет современный гжельский художественный керамический промысел. В основном артель повторяла дореволюционные образцы фарфоровых фигурок и ваз. Делались и попытки создать новые образцы в традициях народного искусства.
-
Промысел в те годы сильно окреп и привлек к себе многих талантливых мастериц росписи фарфора. Великая Отечественная война прервала на время развитие художественного промысла. Артель переключилась на выпуск простой хозяйственной посуды и электротехнического фарфора.
-
После войны под руководством исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова на промысле было выработано художественно - стилевое направление, основанное на традициях Гжельского полуфаянса и фарфора XIX в.
-
Вместе с художницей Н. И. Бессарабовой А. Б. Салтыкову удалось восстановить технику свободной кистевой росписи, обучить кадры росписчиц всем её приемам, привить мастерам любовь к забытому искусству.
-
Вырабатываются подарочные предметы с подглазурной синей росписью кобальтом и последующей разделкой золотом, а также с росписью золотом по темно -синей кобальтовой глазури.
-
Образцы для производства создают художники со специальным образованием. Наибольшее количество образцов принадлежит Н.И.Бессарабовой.
-
За основу подглазурной кистевой росписи кобальтом взят растительный орнамент гжельского полуфаянса и фарфора. Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни.
-
По-прежнему, роспись выполняется только вручную. Поэтому любое созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.
-
Мотив рисунка Гжели, в общем, сохраняется, но на каждой вазе одного мастера штрихи, линии, углы, пятна всегда разные, что делает одну вещь совершенно не похожей на другую.
-
Возрождение гжельской майолики удалось осуществить лишь в конце 70-х годов. Среди художников, участвовавших в этом, была и Лауреат Госпремии Ю.В.Петлина.
-
В 1987 г. в майолике Гжели была освоена традиционная роспись солями цветных металлов по сырой эмали. Ю.И.Петлина овладела системой гжельского "пятицветия", основанной на использовании четырех красок – коричнево-лиловой, зеленой, желтой, синей по белому фону эмали.
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.