Презентация на тему "Гжель"

Презентация: Гжель
Включить эффекты
1 из 55
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Гжель" по мировой художественной культуре (МХК). Презентация состоит из 55 слайдов. Для учеников 5-6 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.8 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 5.28 Мб.

Содержание

  • Презентация: Гжель
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Фарфоровые чайники,Подсвечники, часы,Животные и птицыНевиданной красы.Деревня в ПодмосковьеПрославилась теперь.Известно всем в народеЕё названье – Гжель.Гордятся в Гжели жителиНебесной синевой,Не встретите на свете выКрасоты такой.

  • Слайд 3

    Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам

  • Слайд 4

    Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам».

  • Слайд 5

    Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

  • Слайд 6

    Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой.

  • Слайд 7

    До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

  • Слайд 8

    Гжельская майолика

  • Слайд 9

    В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью.

  • Слайд 10

    В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы.

  • Слайд 11

    Для гжельских изделий этого времени характерна великолепная форма и бесконечное разнообразие мотивов росписи: среди сохранившихся изделий Гжели XVIII века не найдется и двух совершенно одинаковых предметов.     Майолика Гжели была доступна и богатым, и бедным людям. Время наибольшего расцвета Гжельской майолики - 80-90-е годы XVIII в.

  • Слайд 12

    Гжельская майолика успешно продавалась не только на местных рынках и ярмарках, но и охотно раскупалась в Москве, Нижнем Новгороде, Сибири, Средней Азии, на Кавказе. С конца 18 века начался кризис майоликово производства Гжели, вызванный появлением в стране английского фаянса с тонким белым плотным черепком, декорированным печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию.

  • Слайд 13

    Традиции гжельской майолики в настоящее время продолжает завод художественной керамики в поселке Турыгино. Он выпускает изделия с сочной синей росписью по белому фону.     Большой вклад в дело восстановления производства гжельской майолики внесли художницы Н. И. Бессарабова и Л. П. Азарова.

  • Слайд 14

    Гжельский полуфаянс

  • Слайд 15

    "Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах. В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета.В результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской.

  • Слайд 16

    Первые десятилетия и роспись полуфаянсовых изделий была такой же, как у майолики. Начиная с 1820-х гг. она уступает место синим росписям. Изредка ещё использовали зеленый и коричневый цвета.     Из полуфаянса делали и более мелкие бытовые вещи: подсвечники, тарелки, чернильницы, солонки. Все они украшались синей росписью.

  • Слайд 17

    В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: роспись синего цвета украшает кумганы, квасники, кувшины.     В росписях разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов.      Роспись изделий дополнятеся скульптурными украшениями в виде маленьких фигурок, располагающихся вокруг горлышек сосудов.

  • Слайд 18

    Тогда же стали использовать люстр. Люстр - это вид глазури с перламутровым переливом, цветным или бесцветным.     Для образования люстра перед обжигом поверх глазури наносят специальное вещество, которое после обжига образует тонкую надглазурную пленку, преломляющую падающие лучи света.

  • Слайд 19

    Стремясь расширить возможности полуфаянсового производства крестьянин из деревни Речицы Афанасий Киселев в 20-е гг. XIX века начинает выпускать новый вид полуфаянса – так называемую «бронзовую» посуду.     Изобретение Киселева становится достоянием всей Гжели: желтоватые сосуды с золотистой росписью в большом количестве поступают в продажу.

  • Слайд 20

    Одновременно с «бронозовой» посудой из полуфаянса выпускали похожую фаянсовую посуду с росписью люстром сиреневого цвета.      Гжельский полуфаянс пользовался большой популярностью и охотно раскупался до конца XIX века, когда его производство прекратилось.

  • Слайд 21

    Гжельский фаянс

  • Слайд 22

    1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства. В середине XIX века Россия покрылась целой сетью мелких фаянсовых заводов, которые открывали купцы, мещане, крестьяне. Фаянс, производимый этими заводами, был дешев, его покупали средние и бедные слои населения.

  • Слайд 23

    Фаянс гжельских заводов XIX века по составу приближается к полуфаянсу, формы изделий просты, рисунок ручной росписью или печатью. Часто оригинал для печати заимствуется с изделий больших заводов.

  • Слайд 24

    Наиболее известным и мощным был завод Тереховых-Киселева в деревне Речицы Бронницкого уезда. По художественным достоинствам своей продукции завод Тереховых-Киселева занимал одно из первых мест среди русских фаянсовых предприятий. Художники завода нередко обращались к античным темам, создавая изделия, для росписи которых использовались только темно-красная и черная краски. Популярными были китайские мотивы.      Большое количество изделий завода Тереховых-Киселева украшалось печатными рисунками.

  • Слайд 25

    Технология «мраморной» посуды была самостоятельно разработана основателем завода – Иосифом Федяшиным. Из этой массы изготовляли чайную и столовую посуду, плитки для пола и прочее. Фаянсовый завод Федяшина, существовавший с 1866 по 1918 гг. славился своими тонко и чисто отформованными «мраморными» изделиями

  • Слайд 26

    Гжельский фарфор

  • Слайд 27

    К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах. Первые королевские и императорские мануфактуры, на основе которых сложились главные национальные очаги европейской культуры фарфора были в Мейсене, Вене, Берлине, Севре и Петербурге. В 1744 году в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым было начато производство русского фарфора.     В 1765 году мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом.     Теперь это - Фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Долгое время этот завод был ведущим по выпуску художественного фарфора. Вслед за Императорским фарфоровым заводом в Петербурге в России во второй половине XVIII века появились и частные мануфактуры.

  • Слайд 28

         Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино Павел Куликов. Секрет фарфора он узнал, работая на заводе Отто в Перове. Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего и никого не пускал на свой заводик. В темную ночь мастера из деревни Кузяево Г.Н.Храпунов и Е.Г.Гусятников пробрались в его мастерскую через трубу, срисовали горн, похитили образцы фарфоровой массы и завели собственные предприятия. Через их учеников производство фарфора широко развилось в Гжели. Но наш рассказ не о них, а о мелких мастерских Гжели, о "крестьянском" фарфоре

  • Слайд 29

    Жидкую фарфоровую массу (шликер) литейщик заливает в формы.      Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Отлитые изделия идут на первый обжиг. Мастера - модельщики на гончарном круге вытачивают гипсовые модели изделий. C гипсовой заготовки изготавливается форма для отливки.

  • Слайд 30

    Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.     Темный, серый с мушкой черепок низкосортных изделий скрашивала яркая, броская роспись, которая выполнялась преимущественно в надглазурной технике, но часто сочеталась и с подглазурной. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.     Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

  • Слайд 31

    Во второй половине XIX века сложился отдельный промысел росписи фарфора. Одни мастерские занимались росписью кобальтом, другие надглазурной росписью мелких предметов, третьи расписывали "крупнину" (блюда, большие вазы).

  • Слайд 32

    Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу "картошкой", "виноград" и другие.     Даже в период упадка промысла в конце XIX - начале XX веков сохранился творческий характер труда народных мастеров. Это больше всего проявилось в росписи, называемой мастерицами "агашкой", которая создавалась гжельскими писарихами на основе растительных мотивов, взятых ими из окружающей природы.

  • Слайд 33

     Во второй четверти XIX века в Гжели было более 50 заводов.     Быстрый упадок гжельского промысла, начавшийся с третьей четверти XIX века, был связан с развитием в стране крупной капиталистической промышленности, вытеснявшей с рынка изделия мелких предприятий.

  • Слайд 34

     Национально своеобразное искусство народного русского фарфора, которое создали мастера гжельского промысла, оказало своё влияние и на изделия знаменитых частных русских заводов.

  • Слайд 35

    В конце XIX -начале XX вв. гжельский промысел был в упадке. В годы империалистической войны (1914-1918), революции, гражданской войны и связанной с нею разрухой в стране он почти совсем прекратил свое существование. Часть мастеров переквалифицировалась, другие вырабатывали аптечные банки и технический фарфор.

  • Слайд 36

    Частные заводы в 1918-1919 годах были национализированы. Одни из них продолжили выработку посуды, другие были переведены на изготовление электротехнического фарфора.      В годы НЭПа (1921-1929гг.) существовали ещё мелкие частные мастерские, которые делали базарную глиняную игрушку.

  • Слайд 37

    В 1930-х годах в Гжели был организован ряд артелей. Так в 1936 году в д. Турыгино создана артель "Художественная керамика", которая до настоящего времени представляет современный гжельский художественный керамический промысел. В основном артель повторяла дореволюционные образцы фарфоровых фигурок и ваз. Делались и попытки создать новые образцы в традициях народного искусства.

  • Слайд 38

    Промысел в те годы сильно окреп и привлек к себе многих талантливых мастериц росписи фарфора.      Великая Отечественная война прервала на время развитие художественного промысла. Артель переключилась на выпуск простой хозяйственной посуды и электротехнического фарфора.

  • Слайд 39

    После войны под руководством исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова на промысле было выработано художественно - стилевое направление, основанное на традициях Гжельского полуфаянса и фарфора XIX в.

  • Слайд 40

    Вместе с художницей Н. И. Бессарабовой А. Б. Салтыкову удалось восстановить технику свободной кистевой росписи, обучить кадры росписчиц всем её приемам, привить мастерам любовь к забытому искусству.

  • Слайд 41

    Вырабатываются подарочные предметы с подглазурной синей росписью кобальтом и последующей разделкой золотом, а также с росписью золотом по темно -синей кобальтовой глазури.

  • Слайд 42

    Образцы для производства создают художники со специальным образованием. Наибольшее количество образцов принадлежит Н.И.Бессарабовой.

  • Слайд 43

    За основу подглазурной кистевой росписи кобальтом взят растительный орнамент гжельского полуфаянса и фарфора. Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни.

  • Слайд 44

    По-прежнему, роспись выполняется только вручную. Поэтому любое созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

  • Слайд 45

    Мотив рисунка Гжели, в общем, сохраняется, но на каждой вазе одного мастера штрихи, линии, углы, пятна всегда разные, что делает одну вещь совершенно не похожей на другую.

  • Слайд 46

    Возрождение гжельской майолики удалось осуществить лишь в конце 70-х годов. Среди художников, участвовавших в этом, была и Лауреат Госпремии Ю.В.Петлина.

  • Слайд 47

    В 1987 г. в майолике Гжели была освоена традиционная роспись солями цветных металлов по сырой эмали. Ю.И.Петлина овладела системой гжельского "пятицветия", основанной на использовании четырех красок – коричнево-лиловой, зеленой, желтой, синей по белому фону эмали.

  • Слайд 48
  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке