Содержание
-
Литература XIV - XVIвв.
-
Задание на урок:продолжите заполнять таблицу «Литература XIV – XVI вв».
-
Общие черты:
Образование единого государства способствует формированию общерусских культурных традиций; Расширение «горизонта обозрения» литературных произведений XV – XVI вв; В литературе проявляются элементы патриотизма, национальной гордости;
-
Просвещение
Центрами грамотности и просвещения остаются по- прежнему монастыри (библиотеки с рукописными и печатными изданиями). Учили сначала азбуку, Часослов, письмо, Псалтырь (Евангелие, премудрость математическая)
-
Просвещение «Мастера грамоты»
Зосима Соловецкий Александр Свирский АнтонийСийский
-
Процесс обучения:
Тексты учили наизусть, вслух в общей школьной комнате. За нерадение учитель мог «сокрушать ребра», «учащать раны» своим ученикам. Той же цели внушению «книжной премудрости» - служила и «душеспасительная розга». «Твоего для учения хотяша, дабы хитр был и разумен умом, и смыслен, а не грубилий человек»
-
Домостро́й — анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор: Сильвестр
-
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:
О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну
-
Грамматика
Максим Грек: «Начало грамоты греческой и русской»; «Предисловие о буковице, рекше и азбуковице», «Беседы об учении грамоте» «Сказание грамотичным степеней» Знающие люди высоко чтили знание грамматики, она сказано в «Азбуковнике» к.XVI века «основание и подошва всяким свободным хитростям» Максим Грек
-
Арифметика:
Первое пособие по арифметике «Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость». «малое число» - единицы, десятки, сотни, тысячи «тьмы» - десятки тысяч «легионы» - сотни тысяч «леодры» - миллионы («число великое словенское») «вороны» ( «леодры леодров» - число из 49 цифр) Изучаются дроби: «числитель» - «верхнее число», «знаменатель» - «исподнее число»
-
Историческая и политическая мысль
«Повесть о Вавилонском царстве» приемственность власти византийских императоров от правителей Вавилона на русской почве дополняется версией передачи шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху»
-
«Сказание о князьях Владимирских» Выводит родословную московских князей от римского императора Августа. Так возвеличивается самодержавие и суверенность власти российских монархов. Иван Грозный в письме к шведскому королю пишет: «Мы от Августа кесаря родством ведемся» Резной круг с фрагментом из «Сказания о князьях владимирских», посвященным Мономаховым регалиям, на троне Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. XVI в.
-
Теория «Москва третий Рим» Автор: Филофей Суть теории в том, что в истории христианства последовательно существовали три великих центра. Рим – пал из-за отступления от истинного христианства Константинополь из-за подписания Флорентийской унии 1439 году. А в 1453 распад христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную) Москва. А четвертому не бывать.
-
Публицистика
Ф.И. Карпов (несовершенство общества, светской власти) И.С Пересветов ( проблемы устроения государства, положения крестьян, сторонник сильной государственной власти, централизация управления) А.М.Курбский (переписка с Иваном IV)
-
Проверь себя
-
Опишите процесс образования в древнерусских школах. Что такое «Домострой»? Каково содержание данного литературного произведения? Перечислите просветителей или «мастеров грамоты». Раскройте смысл теории «Москва – третий Рим»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.