Содержание
-
Культура и быт конца XV – XVI вв.
ПЛАН 1. ФОЛЬКЛОР. 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ. 3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. 4. ЛИТЕРАТУРА. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. 5. АРХИТЕКТУРА. Царь-пушка. Мастер Андрей Чохов. 1586 г.
-
1. ФОЛЬКЛОР.
Записей устно-поэтического народного творчества этого времени почти не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания. События той эпохи получили отражение в сказках («Сказка о Борме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева»). Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа. В пословицах и песнях, поговорках и загадках отразилась живая народная речь, меткая и острая («Жалует царь, да не жалует псарь»). Народ в своём творчестве гордится сильной Русью. «Русалка». Резьба по дереву. Поволжье.
-
2. ПРОСВЕЩЕНИЕ.
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде монастыри. В них же и в церквах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.). Монахи и дьяки учили детей и взрослых в городах и деревнях. Известные духовные деятели Зосима Соловецкий, Александр Свирский, Антоний Сийскийобучались в деревнях. Больше грамотных было среди бояр и дворян, меньше – среди крестьян и посадских людей. . Соловецкий монастырь. Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь.
-
В середине XVI в. в истории русского просвещения произошло крупное событие – в Москве зародилось книгопечатание. Ещё Иван III пытался организовать печатание книг в России. Но ему это не удалось. Иван IV завёл типографию и 1 апреля 1564 г. Иван Фёдоров со своим товарищем Петром Мстиславцем набрали и напечатали первую книгу – «Апостол». Затем последовали «Часослов» и другие. Через два года Фёдоров уехал в Великое княжество Литовское, где издал первый печатный русский «Букварь», а также полное издание Библии на русском языке. В Москве издавали книги ученики и последователи Ивана Фёдорова (Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания. Потребность в печатной книге испытывали и власть, и духовенство, и общество в целом. Страница «Апостола» Ивана Фёдорова. 1564 г. «Апостол». 1564 г.
-
Станок Московского печатного двора XVI в. Модель 1624 г. Книжный знак Ивана Фёдорова.
-
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ.
Элементы научных знаний носили прикладной характер. Архиепископ новгородский Геннадий, митрополит Зосима в конце XV в. составили специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам – пасхалии. Позднее священник Агафон и Ермолай-Еразм(«Зрячие пасхалии») продолжили Геннадиевы труды. Переводные сочинения «Шестокрыл», «Космография» позволяли вычислить лунные фазы, затмения Солнца и Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей. Без точных расчётов, знаний строительной статики невозможно было обойтись и строителям. 40-гривенная пищаль «Лев». Ствол отлит в 1590 г. 40-гривенная пищаль «Медведь». Ствол отлит в 1590 .
-
Солеварение, поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках. Географические знания можно изучать по писцовым, межевым, посольским и разрядным книгам, по картам («чертежам»), летописям и описаниям путешественников. В «хождениях» авторы описывали страны, которые посетили. Например, посол и купец Василий Позняков побывал в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме и Египте. Новокомский говорил, что в Китай и Индию можно добраться не только южными морями, но и Северным Ледовитым океаном. Исторические знания отражены в летописях и хронографах, повестях и сказаниях. Афон. Греция. На Афоне существуют только мужские монастыри, женщины не имеют права даже посещать их.
-
Русское поморское судно XVI в. Художник В. Голицын. 1940 г.
-
4. ЛИТЕРАТУРА.
В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Об этом говорится в «Хронографе» (обзоре всемирной истории, 1512 г.). В «Повести о Вавилонском царстве» речь идёт о преемственности власти от правителей Византии к России. Огромное значение имели «Домострой» – свод правил домашнего быта, созданный при участии деятеля Избранной рады Сильвестром,«Великие Четьи-Минеи» – собрание житий русских святых, расположенных по месяцам, митрополита Макарияи Лицевой летописный свод – Никоновская летопись с 16 тысячами миниатюрами-иллюстрациями. В Лицевом своде история России ведётся с древнейших времён до середины 50-х гг. XVI в. «Домострой». Лист с заставкой. Фрагмент.
-
Лицевой летописный свод (1568 – 1576) – самое крупное летописное произведение средневековой Руси. До нас дошли 10 томов свода. Справа: строительство Покровского собора. Миниатюра летописного свода XVI в.
-
Вершина публицистических споров – полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским.Репрессии, к которым с начала 60-х стал прибегать царь, побудили Курбского бежать в Литву. В 1564 г. он написал первое послание, послужившее началом знаменитой переписке. Князь обвинял царя в терроре. Для Курбского Русское государство – не вотчина московских князей, а общественное образование. И царь должен заботиться и защищать царство и его жителей. Царь должен отвечать за свои поступки не только перед Богом, но и перед своими подданными. Иван IV признавал право на оценку своей деятельности только за Богом. «Царь Иван Васильевич Грозный». Художник В.М. Васнецов. 1897 г.
-
5. АРХИТЕКТУРА.
В конце XV в. завершилось объединение русских княжеств в единое государство. Иван III хотел сделать Москву «третьим Римом». На рубеже XV – XVI вв. оформляется Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, ПьетроСолари, Марко Руффо, Алевиз Новый) и русские мастера (Василий Ермолин и др.). В строительстве использовался стиль Владимиро-Суздальской архитектуры и новая строительная техника, привнесённая итальянскими зодчими. Здесь впервые на Руси сделаны крестовые своды, применены железные связи; благодаря уменьшению веса сводов, тонким и широко поставленным столбам, интерьер московских соборов стал более просторным. Успенский собор в Московском Кремле. 1475 – 1479 гг. Архитектор А. Фиораванти. Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484 – 1489 гг. Псковские мастера.
-
В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В ознаменование взятия Казани возведён на Красной площади в Москве Покровский собор (храм Василия Блаженного). Возводится Новодевичий монастырь (1525). Продолжают строить соборы и крепостные стены в Соловецком и Троице-Сергиевом монастырях. Но преобладает, как и прежде, деревянное строительство. Помимо повсеместных изб, сооружаются очень сложные в плане и причудливые по форме хоромы богатых людей. Таковы хоромы именитых купцов Строгановых в Сольвычегодске (1565). Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.
-
Крепостные сооружения в первой половине XVI в. строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.). В конце столетия Фёдор Конь построил стены Белого города (1586 – 1593), они опоясывали московский посад (стены разобраны в XVIII в.). С именем этого зодчего связано строительство стен в Смоленске (1592 – 1602 ), которые превратили город в главный оборонительный пункт на западных подступах к столице. Нижний Новгород. Коромыслова башня Нижегородского кремля.
-
Колокольня Ивана Великого была возведена в 1505 – 1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади Московского Кремля на месте старого каменного храма 1329 г. В 1600 г. при Борисе Годунове она была надстроена и завершена куполом, её высота достигла 81 метра. Колокольня служила главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась местность в радиусе 30 километров.
-
Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 – 1560 гг. Архитекторы Барма и Постник. Архангельский собор в Московском Кремле – великокняжеская усыпальница. 1505 – 1509 гг. Архитектор Алевиз Новый.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.