Содержание
-
Гимназия №1530 «Школа Ломоносова»Рефератпо мировой художественной культуре на тему:«Герои портретной живописи О.А.Кипренского»
Автор: Хрипкова Ю.А. Руководитель: Гайская Е.О. Москва 2010г. pptcloud.ru
-
Автор: Хрипкова Ю.А. Руководитель: Гайская Е.О. Москва 2010г. pptcloud.ru
-
Задачи моей работы :
проанализировать характерные особенности портретной живописи 19 века (в России и странах Западной Европы); познакомиться с биографией художника, основными периодами его творчества; изучить исторические предпосылки в общественной и культурной жизни России к созданию русского портрета нового типа в творчестве художника; проследить влияние на становление портретной живописи Кипренского творчества зарубежных художников; Проанализировать личности героев портретной живописи Кипренского, сделать вывод о принципе их выбора художником.
-
Гипотеза моей работы: Герои портретной живописи Кипренского – современники художника, связанные с ним дружескими или семейственными связями, или люди, привлекшие внимание мастера своим богатым внутренним миром и обаянием.
-
Характерные особенности портретной живописи 19 века.
В начале 19 века произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Портретная живопись незамедлительно откликнулась на перемены, дала им художественное выражение. Уже в первое десятилетие 19 века в ней проявляются отчетливые романтические черты. Самым ярким и творческим воплощением живописи романтизма стал портрет и надолго сохранил свою ведущую роль в искусстве. Наиболее яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти 19 века – Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836).
-
В начале 19 века произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Портретная живопись незамедлительно откликнулась на перемены, дала им художественное выражение. Уже в первое десятилетие 19 века в ней проявляются отчетливые романтические черты. Самым ярким и творческим воплощением живописи романтизма стал портрет и надолго сохранил свою ведущую роль в искусстве. Наиболее яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти 19 века – Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836).
-
Творческая биография художника.
Орест Адамович Кипренский – внебрачный сын помещика А.С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Родился 24 марта 1782 года, на мызе Нежинской. Получив вольную, в 1788 году зачислен в воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. После выпуска из академии начал творческую деятельность, написав несколько талантливых работ, среди которых выделялся «Портрет А.Швальбе». 1805 год – получил первую золотую медаль и право на заграничную поездку в Европу. В 1812 году за портреты героев Отечественной войны 1812 года и другие работы в 30 лет удостоен звания Академика. 1822 год – в Мариенбаде знакомится с Гёте, дважды рисует его портрет. 1823 год – создает свою самую известную работу – «Портрет Пушкина». В июле 1836 года женится на Анне-Марии-Фалькуччи, принимает католичество. 17 октября 1836 года скончался в Риме от воспаления легких.
-
Влияние на становление портретной живописи Кипренского творчества зарубежных художников.
В своем творчестве использовал лучшие черты мастеров Запада: из французского портрета Давида – строгую классическую основу, пластичность; от английский портретистов – выражение здоровья, силы, сочность письма(«Портрет Челищева»); от датского художника Эккерсберга – способ выражения страстного душевного порыва; чувственность немецких мастеров портрета.
-
Портрет Александра Сергеевича Пушкина – самая известная работа художника.
Кипренский писал портрет с большим вдохновением и сознанием огромной исторической ответственности. Первое впечатление от портрета – предельная завершенность. Тщательная отделка деталей, строгая гармония создает ощущение торжественной тишины. Современник писал: «Гений поэта как будто бы воодушевил художника…»
-
Портреты друзей и единомышленииков художника (посетителей солона Олениных и членов литературного кружка: В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, Н.И. Гнедича и других).
Духовный облик большинства передовых людей 19в. сложился в период подъёма освободительного движения в России. Передовые современники понимали значение новаторского искусства Кипренского и дарили его своей дружбой. Кипренский стал в живописи выразителем идей русского гуманизма. «Портрет В.А.Жуковского» «Портрет К.Н. Батюшкова» «Портрет П.А.Вяземского» «Портрет Н.И.Гнедича»
-
Автопортреты О.А. Кипренского.
В автопортрете 1808 года Кипренский правдиво передает всю противоречивость юношеских чувств и влечений. Обращает на себя наше внимание сочетание наивного чистосердечия и юношеской серьезности. Автопортрет 1828 года-робкий, застенчивый взгляд юноши уступает место несколько деланной улыбке «любимца моды легкокрылой», взгляд холоден, проницателен, словно что-то спрашивает у зрителя. Автопортрет 1808г. Автопортрет 1828г.
-
Основная тема картины – драматизм. Художник создал образ близкого ему человека, затронутого противоречиями века.
Портрет А. Швальбе.
-
Мужские портреты.
«Портрет Уварова» 1815г. Образ просвещенного человека пушкинской поры. В портрете простота и целостность замысла, благородная содержательность красок. «ПортретГолицына» 1819г. Герой портрета близок к идеалу спокойствия и гармонии «классического человека». В облике – сосредоточенность и собранность (но нельзя назвать его облик бесстрастным и холодным).
-
В облике Д.Давыдова гусарская молодцеватость, русская удаль, способность к страстному, живому чувству, раздумью. Свободная расслабленная поза, спокойствия не нарушает быстрый, проницательный взгляд черных глаз. Сходные черты присущи обширной серии портретов героев войны 1812 года. «Портрет Д.Давыдова» 1809г.
-
Портреты героев Отечественной войны 1812 года (Е.И. Чаплица, П.А. Оленина, А.Р. Томилова, братьев Ланских и др.)
В зарисовках военных для Кипренского главное – не блеск погон и военная выправка, а внутренние черты характера его героев, их духовный мир. «Портрет Е.И.Чаплица» «Портрет П.А. Оленина» «Портрет А.Р.Томилова»
-
Образы русских женщин.
«Портрет Е.П.Растопчиной» 1809г. «Портрет Д.Хвостовой» 1814г. Обаятельность нежного облика, сосредоточенность на одной мысли, чувстве; наряд выполнен тщательно, но не отвлекает от лица и душевных переживаний героини. С портрета Д.Хвостовой к нам вопросительно обращен доверчивый взгляд; Д.Хвостова- образец душевной красоты много испытавшей жещины.
-
Портрет С.С.Щербатовой занимает особое место в серии женских образов, созданных Кипренским. Обращает на себя внимание пылкий темперамент модели, о нем говорит порывистый поворот фигуры и одновременно проникновенный взгляд больших черных глаз.
Поворот фигуры является выражением душевного порыва. Несмотря на внешний облик девушки с оттенком домашней простоты и естественности, в нем нет ничего буднично серого, он светится внутренней грацией и чистосердечием. «Портрет М.В. Кочубей» «Портрет княгини С.С.Щербатовой»
-
Портрет миловидной женщины в костюме и с прической в духе начала столетия, проникновенный взгляд говорит о прекрасных душевных качествах, мы можем догадаться о том, что это портрет близкого для художника человека – жены его друга.
«Портрет Томиловой»
-
Детские образы.
Поворот фигуры и выражение лица помогают художнику изобразить образ юного, погруженного в задумчивость человека. Художник показал то состояние своего героя, которое казалось ему выражением высшей человечности. «Портрет мальчика Бакунина» 1813 год. Трогательный, поэтичный крестьянский образ курносого деревенского парня в холщовой рубахе продолжает начатую художником тему выражения высшей человечности в его портретах.
-
«Портрет мальчика Челищева» Создавая портрет Челищева – толстощекого и румяного мальчика, с пухлыми детскими губками и широко раскрытыми блестящими глазами, Кипренский реализовывал в своем творчестве те же задачи, что и английские мастера в портретах детей.
-
Большинство официальных портретов Кирпенского, в отличие от его других работ, лишено теплоты выражения и свежести выполнения. Художник тщательно выписывал детали, но колорит переставал быть для него средством выражения. Светское общество больше всего ценило эти блестящие по технике, но пустые по замыслу и выражению произведения художника. В частности, превозносились поздние портреты Кипренского Потоцкой и Торвальдсена, в которых сильнее всего проступают признаки спада в творчестве художника. «Портрет графини Потоцкой» «Портрет скульптора Торвальдсена»
-
Вывод:
Уникален масштаб Кипренского как портретиста, как рисовальщика, мастера графической формы и стиля. Кипренский явился подлинным создателем карандашного портрета в русском искусстве. Круг моделей художника замечательно широк, в основном он изображает лиц, связанных с ним семейственными или дружескими узами, передавая психологизм моделей, атмосферу теплого, дружеского общения. В графических портретах художника разнообразно представлена тема юности, совершенно особенно прозвучавшая у Кипренского, детство и юность приобрели у него статус независимых самостоятельных миров, что явилось одним из открытий и завоеваний романтизма Кипренского. Он рисовал женские образы, покорившие мастера особым очарованием, и своих современников – мужчин, являющихся интересными гармоничными личностями. Для Кипренского было важно почувствовать и передать внутренний мир своих героев, донести до восприятия зрителей характерные и индивидуальные особенности своих персонажей (исключая заказные парадные портреты художника).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.