Содержание
-
Урок обществознания в 10 классе: Групповая дифференциацияи лидерство
Тетушкина Лариса Михайловна - учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
-
План урока
Положение личности в группе. Что такое «лидерство»? Лидерские роли, стили лидерства.
-
Эпиграф урока:
«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача» Ф Ницше
-
Схема: Положение членов группы
-
1. Положение личности в группе
Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
-
Социометрический метод
Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения. Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.
-
В группе выявляются:
-
Вопрос классу:
Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса? Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
-
Критерии выбора:
Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств) Личностные (качества товарища)
-
Факторы, влияющие на дифференциацию в группе
Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченности Личностный состав Система ценностей и установок полезные дела
-
2. Что такое «лидерство»?
Лидер (от англ. leader — ведущий. Это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
-
Вопрос классу:
В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?
-
Лидерство и руководство
Сходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия Лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается Лидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структур Лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе Лидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение
-
3. Лидерские ролиКлассификация лидерских ролей
Задание группе №1 Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации. Задание группе №2 Прочитайте §36 п.4 , опишите и проанализируйте стили лидерства
-
3. Лидерские роли, стили лидерстваМодель 1 (50-е годы XX века)
-
Модель 2 (психолог Л.И.Уманский)
Лидерские роли Основной критерий: многообразие функций лидера Лидер – инициатор Лидер – умелец Лидер – эрудит Лидер-организатор Лидер-дезорганизатор Лидерские роли связаны с процессами лидерства
-
Лидерские роли
Формальное лидерство Неформальное лидерство Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера
-
Стили лидерства
Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.
-
Авторитарный лидер
Устанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группы Не устраивает дискуссий Навязывает свое мнение
-
Демократический лидер
Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на мнение группы Проводит обсуждение задач Часть полномочий делегирует другим членам группы
-
Харизматический лидер
Харизма — это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии — означает притягивать к себе внимание. А хариты — это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
-
Среди известных истории харизматических личностей — Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад. К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В XX веке среди таких деятелей: —Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Троцкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.
-
Анархический лидер
Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требований Не настаивает Принимает все предложения членов группы Избегает столкновений, конфликтов
-
Вопросы:
Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты? При каком стиле лидерства больше всего порядка?
-
Домашнее задание:
§ 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум
-
Литература:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 512 с. (В помощь школьному учителю)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.