Содержание
-
Групповая дифференциация и лидерство
§ 36
-
В группе протекают процессы дифференциации межличностного взаимодействия и выделения лидеров (членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни).
Процессы развития группы, в частности, наблюдают и изучают на примере школьного класса. одни участники выдвигаются на доминирующие позиции другие занимают позиции ведомых
-
Положение личности в группе:
Фактически в группе происходит дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Психологические изменения в группе связаны с: Интеграцией- проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциацией проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов.
-
Социометрия выделяет место каждого члена группы в иерархии внутригруппового общественного мнения
Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы — разные люди.
-
Виды групп и лидеры в них:
Неформальные в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора Формальные на первый план выходят организаторские качества Отвергаемые: люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.
-
Лидер – личность (член группы), за которой признается право принимать решение в значимых для группы ситуациях (пользуется авторитетом, способен оказывать существенное влияние на поведение и сознание других членов группы). Лидерство
-
Соотношение понятий лидер и руководитель
Лидер выдвигается стихийно Руководитель - целенаправленно под контролем социальных структур
-
Лидерство ?
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
-
Лидерские роли
В середине 50-х гг. XX в. были выделены фундаментальные лидерские роли : Инструментального (делового, целевого) лидера Социально-эмоционального (экспрессивного) лидера Организация группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Данный лидер обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Действия, относящиеся к межличностным отношениям и регулирующие их. Лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней.
-
Он и его ученики выделяли лидеров в зависимости от функции: лидеров-инициаторов, лидеров-эрудитов, лидеров-генераторов эмоционального настроя, лидеров-умельцев лидеров-организаторов лидеров-дезорганизаторов Лидерские роли по мнению Льва Ильича Уманского: Л.И. Уманский Советский психолог (1921 - 1983)
-
В зависимости от закрепления выделяют лидеров:
Формальных Неформальных влияние на людей оказывается с позиции занимаемой должности. Он несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания. процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы.
-
Варианты взаимодействия формального и неформального лидера
Формальный лидер = Неформальный то в группе формируются благоприятные взаимоотношения. Формальный лидер ≠ Неформальный взаимоотношения в группе будут зависеть от отношений между официальным и неофициальным лидерами. Неформальный лидер > Формальный лидер Наиболее неблагоприятная ситуация для коллектива и руководителя.
-
-
Стили руководства
совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы Курт Левин (ам. и нем. психолог) (1890-1947) авторитарный (директивный) устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение. демократический (коллегиальный) советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы. анархический (либеральный) «делайте что хотите и как хотите», не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично
-
Взаимоотношения в ученических группах
На примере класса можно проследить развитие деловых и эмоциональных межличностных отношений, симпатий и антипатий, интенсивность личных контактов, удовлетворенность личности группой. Класс является официальным объединением учащихся — формальной малой группой. Он имеет свои органы самоуправления и может быть способен к самоорганизации. Школьный класс имеет основную цель, заданную обществом Психологически школьный класс складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу
-
Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) Советский психиатр Учебная деятельность может оказаться процессом нейтральным и не влиять на личность, если между участниками деятельности не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи
-
Изолировать личность от отношений в группе невозможно. «Дефектные» отношения, в которые зачастую оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее развитии, и, наоборот, социально нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества личности.
-
Развитие школьного класса
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.