Содержание
-
Групповая дифференциация и лидерство
-
Дифференциация - — разделение группы на участников, занимающих различное положение в
системе межличностных отношений
в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.
-
Положение определяется с помощью социометрии:
- «звезды» и «лидеры»;
- «приятные» и «предпочитаемые»;
- «пренебрегаемые»;
- «изолированные»;
- «отверженные».
-
Факторы, приводящие к групповой дифференциации
Формальная группа
- личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п.
Неформальная группа
- организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).
-
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе
межличностных отношений.Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».
-
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Инструментальный лидер
- Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.
- роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи.
- социально-эмоциональный (экспрессивный)
- влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней.
- способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
-
- лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы,
- лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы.
Л. И. Уманский (1921—1983 гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.
-
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов
-
Стили лидерства
-
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
- Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;
- Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает свое мнение;
- Лидер-анархист - не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
-
уровень социально-психологического развития группы (класса)
Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:
- соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы?
- Насколько развиты личные отношения между учащимися?
- Ущемляются ли чьи-либо интересы?
- Соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?
-
Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений.
- как протекает обсуждение?
- как принимается итоговое решение?
- как ведут себя те, кто не согласен с ним?
- могут ли они открыто заявить о своей позиции?
- как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?
-
Проверьте себя
1) В чем проявляется дифференциация малой группы?
2) Кого называют лидером?
3) Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»?
4) Какие лидерские роли и стили принято выделять?
5) Что представляет собой школьный класс как малая группа?
6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
-
Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера?
а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе.б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе.в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение.г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное.д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.
-
Литератара: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г.
Интернет-ресурсы:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.