Содержание
-
Правовые аспекты деятельности СМИ
Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации Провозглашенный Конституцией Российской Федерации приоритет норм международного права (часть 4 статьи 15) Конституция Российской Федерации Федеральные конституционные законы Федеральные законы Акты Президента Российской Федерации (указы) Акты Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения) Ведомственные нормативные правовые акты (приказы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, приказы, распоряжения Роскомнадзора)
-
1. Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), заключенная в Риме 4 ноября 1950. Ратифицирована Российской Федерации. Статья 10 Конвенции - свобода выражения мнения - каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья нне препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
-
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Статья 29 главы 2 Конституции Российской Федерации Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
-
3. Федеральные конституционные законы (отличаются от федеральных законов более сложной процедурой принятия). Детализируют положения Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной (Федеральное Собрание Российской Федерации) и исполнительной (Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Роскомнадзор в своей деятельности взаимодействует с судами общей юрисдикцией и арбитражными судами, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство.
-
4. Федеральные законы (до принятия Конституции Российской Федерации назывались Законами Российской Федерации). Следует разделить на два вида: кодицированные(отличаются большой степенью обобщения нормативного правового материала): Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; - некодифицированные: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.
-
5. Акты Президента Российской Федерации -Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»; Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 455 «Об общественном телевидении в Российской Федерации».
-
6. Акты Правительства Российской Федерации (в форме постановлений и распоряжений) Широкий пласт нормативных правовых актов. Компетенция Роскомнадзора определена Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228. Положение устанавливает полномочия Роскомнадзора в области проведения государственного контроля и надзора в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания. Положение предоставляет полномочия должностным лицам Роскомнадзора на применение мер профилактического и пресекательного характера, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности и (или) ликвидацию последствий таких нарушений (в рамках деятельности в сфере массовых коммуникаций мерой профилактического и пресекательного характера является вынесение предупреждения при выявлении факта злоупотребления свободой массовой информации)
-
Положение об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 75. Распространяется на учредителей, редакции, издателей и распространителей СМИ, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностных лиц, журналистов, авторов распространяемых сообщений и материалов, вещателей. Предметом мероприятий является анализ содержания СМИ для определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о СМИ.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Утверждает: Положение о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот; Правила выделения конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания); Правила взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот.
-
Торги на получение права осуществлять наземное эфирное аналоговое вещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с численностью населения 200 тыс. и более человек, а начиная с 1 сентября 2012 г. - с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное цифровое вещание, либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса проводятся в форме конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот . В конкурсе могут участвовать юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, имеющие соответствующую лицензию на телевизионное вещание и радиовещание. Решение о проведении конкурса принимается Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию, действующей на основании Положения о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.05.2012 № 522 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2012, регистрационный № 24376).
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1752-р, утвердившее Перечень документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации. На основании данного нормативного правового акта центральный аппарат и территориальные органы Роскомнадзора осуществляют экспертизу представленного заявителем комплекта документов с целью регистрации/перерегистрации средства массовой информации.
-
7. Приказы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утверждающие административные регламенты предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций. Деление на государственные услуги и государственный функции поставлено в зависимость от наличия волеизъявления заявителя. В случае, если заявитель подает соответствующее заявление (о регистрации/перерегистрации СМИ, о выдаче или переоформлении лицензии на вещание), Роскомнадзор предоставляет государственную услугу. При осуществлении государственного контроля (надзора) Роскомнадзор исполняет государственную функцию.
-
Примеры Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. № 362 (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2012 г. , регистрационный № 23752) – государственная услуга. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 13.08.2012 № 196 (зарегистрирован в Минюсте России 25 октября 2012 г. , регистрационный № 25723) – государственная функция.
-
8. Нормативные правовые акты Роскомнадзора, требующие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер. Примеры Положение о Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, утвержденное приказом Роскомнадзора от 25.05.2012 № 522 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2012, регистрационный № 24376); Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.03.2014, регистрационный № 31605)
-
Общая характеристика Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) Средства массовой информации являются техническими средствами (информационным оружием) доведения информации до массовой аудитории, эффективным проводником информации в широкие слои населения (Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации. Издательствово «Рефл-бук Ваклер», 2001.) Понятие массовых коммуникаций шире термина средства массовой информации. Закон о СМИ состоит из 7 глав и 62 статей.
-
Статья 2 Закона о СМИ содержит понятийный аппарат механизма правового регулирования деятельности в сфере массовых коммуникаций. Статья 3 Закона о СМИ в продолжение положений Конституции Российской Федерации гарантирует недопустимость цензуры. Статья 4 Закона о СМИ устанавливает виды злоупотреблений свободой массовой информации. Так, не допускается использование СМИ, в том числе, в целях совершения уголовно наказуемых деяний, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Запрещение распространяется в СМИ информации, распространение которой запрещено федеральными законами. В соответствии со статьей 16 Закона о СМИ основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требования статьи 4 Закона о СМИ, по поводу которых Роскомнадзором делались письменные предупреждения учредителю и (или) главному редактору.
-
Регистрация СМИ -статьи 8- 13 Закона о СМИ; -Налоговый кодекс Российской Федерации; Перечень документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1752-р; Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. № 362.
-
Лицензирование телерадиовещания -Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Пунктом 4 статьи 1 данного федерального закона закреплено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление телевизионного вещания и (или) радиовещания. Статьей 19 Федерального закона определен порядок организации и осуществления лицензионного контроля. -статьи 31 – 31.5 Закона о СМИ, в которых устанавливаются процедуры предоставления, переоформления, в том числе в порядке уступки, продления лицензии на вещание; -Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08 .12.2011 № 1025 ;
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; - Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, утвержденный приказом Минкомсвязи России от 24.07.2013 № 186 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.02.2014, регистрационный № 31353).
-
Этапы административного производства в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: возбуждение дела об административном правонарушении. Документом, сопровождающим данный этап является протокол об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении. Документом, сопровождающим данный этап является постановление по делу об административном правонарушении, выносимое Судом или уполномоченным должностным лицом Роскомнадзора, по результатам рассмотрения дела. обжалование постановления по делу об административном правонарушении. К компетенции Роскомнадзора отнесено как возбуждение дел об административных правонарушениях, так и рассмотрение некоторых категории административных дел.
-
Суды, судебные разбирательства в которых проходят в рамках деятельности Роскомнадзора -Арбитражные суды Российской Федерации (систему которых возглавляет Высший арбитражный суд Российской Федерации) -Суды общей юрисдикции (систему которых возглавляет Верховный суд Российской Федерации) -Мировые судьи В настоящее время в действующее законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми Высший арбитражный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации объединены. После вступления в силу соответствующих изменений будет существовать только Верховный суд Российской Федерации.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.