Содержание
-
1 Конфликтология
-
2 Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются: на 90% - личным жизненным опытом на 10% - научными знаниями о конфликтологии
-
3 Этапы развития конфликтологии : Донаучный (философский ) Монодисциплинарный Междисциплинарный
-
4 Донаучный этап (от эпохи Античности до конца ХIХ в.) Гераклит (530 – 470 гг. до н. э.) Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) Геродот (490 – 425 гг. до н.э.) Цицерон (106 – 43гг. до н.э.) Фома Аквинский (1225 – 1274) Конфуций (550 – 479 гг.до н.э.) Христианская философия
-
5 Монодисциплинарный этап (психология и социология) - З.Фрейд (конфликты в сфере бессознательного) - У.Магдугалл (теория инстинктов социального поведения) - К.Лоренц (этологический подход) - К.Левин (концепция динамической системы) - А.Басс (поведенческое направление) - Я.Морено (социально – психологическая теория) - 1960 – 1970-е гг. –изучение переговорного процесса
-
6 Социальная психология философия психология Психология личности социология социобиология Социология конфликта Психология конфликта педагогика Педагогическая конфликтология экономика управление культурология Военныенауки Исторические науки Конфликтология менеджмента Юридическая конфликтология правоведение КОНФЛИКТОЛОГИЯ математика
-
7 Конфликтология изучает : -закономерности и механизмы возникновения и развития конфликта -методы регулирования -способы разрешения -возможности профилактики в сфере человеческих отношений
-
8 Конфликт(лат.)– столкновение, серьезное разногласие , спор ----------------------------------------------------------------- Подходы в определении конфликта : 1. Обобщенный ( конфликтологический ) 2. Психологический (столкновение мнений, позиций, взглядов) - поведенческий аспект - восприятие противоречий - вид взаимодействий
-
9 «Конфликт– способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон» (Г. Зиммель ) --------------------------------------------------------------- «Конфликт– наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ) ------------------------------------------------------------------ Конфликт– разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее.
-
10 Виды конфликтов: - Межгосударственные - Межнациональные - Классовые - Межгрупповые - Межорганизационные - Межличностные ( 83% работ ) - Внутриличностные конструктивные деструктивные
-
11 Деструктивные функции конфликтов: - выраженное негативное самочувствие участников конфликта; - разрушение существующей совместной деятельности; низкая эффективность дальнейшего взаимодействия; - ухудшение или развал отношений (формиро- вание образа врага); - закрепление в социальном опыте личности насильственных способов решения проблем; - неверие в торжество справедливости, снижение самооценки, эффективности индивидуальной деятельности.
-
12 Конструктивные функции конфликтов: - познавательная (симптом неблагополучия отношений и проявления возникших противо- речий; тест на ценностные ориентации человека, личностные особенности); - инструментальная (инструмент разрешения противоречий, самопознания); - функция развития (может стать источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия; формирование активной жизненной позиции); - перестроечная (при условии конструктивного разрешения способствует развитию взаимо - понимания между участниками).
-
13 Стороны (участники)конфликта: - конфликтующие стороны - противоборствующие стороны - конфликтанты - оппоненты - соперники - конкуренты - противники - враждующие стороны - субъекты конфликта - участники конфликта
-
Стороны (участники) конфликта:
14 Малые группы семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д Большие группы государства, этнические и религиозные образова- ния, нации, партии социальный конфликт Прямые участники непосредственно участвующие в конфликте – открытые позиции Косвенные участники люди, силы, преследую- щие в чужом конфликте свои интересы (формируют условия протекания конф- ликта)
-
15 Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. общие частные
-
16 Общие причины: социально – политические и экономические (социально – политическая и экономическая ситуация в стране) социально – демографические (различия в установках и мотивах людей) социально – психологические (социально – психологические явления в группах : взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения) индивидуально–психологические (психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы)
-
17 Частные причины: - Неудовлетворенность условиями деятельности - Нарушение служебной этики - Нарушение трудового законодательства - Ограниченность ресурсов - Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей - Неудовлетворительные коммуникации
-
18 Сигналы конфликта: чувство дискомфорта напряжение недоразумение кризис инцидент
-
19 Элементы конфликта 1. Стороны (участники) 2. Условия конфликта 3. Предмет конфликта 4. Действия участников конфликта 5. Исход (результат) конфликта
-
20 Структура конфликта : - ресурсы - установки - интересы - ценности Взаимодействия Конфликтная ситуация Умение разрешать конфликт
-
21 Предмет (объект) конфликта – объективно существующая (реальная) или мыслимая (воображаемая, идеальная) проблема, служащая причиной раздора между сторонами или: конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта реальный идеальный
-
22 Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними Инцидент – конкретный эпизод, завязка,стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта (скрытый или открытыйинцидент )
-
Динамика конфликта
23 Этапы конфликта Фазы конфликта
-
24 Этапы конфликта: 1. Возникновение конфликтной ситуации(латентный период) - предпосылки конфликта 2. Осознание конфликтной ситуациихотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание имэтого факта(изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.) 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия(переход к активным действиям – демарш, заявление, предупреждение и т.п.), направленным на нанесение вреда «потенциальному противнику» + ответные действия против инициатора конфликта 4. Развитие открытого конфликта(заявление о позициях, выдвижение требований) 5. Разрешение конфликта(педагогическими или административными методами)
-
25 Фазы конфликта пик пик конфликта конфликта фазафаза подъема фаза подъема спада фаза начальнаяспада фаза1-й цикл2-й цикл3-й цикл
-
Соотношение фаз и этапов конфликта
26
-
27 Длительность конфликтов 1).конфликты по вертикали (более 78%) длятся не более 3-х месяцев; половина из них (55,8%) – длительностью до 1 месяца
-
28 2).конфликты между руководителями первичного и среднего звеньев: - в течение 3-х месяцев завершается 71% всех конфликтов; - в течение 1 месяца – 49%
-
29 3).65%конфликтов между государственными служащими разрешается в течение полугода. наибольшее число конфликтов: - в февраля =17,8% - в марте и сентябре = 12,3%
-
30 Механизмы возникновения конфликтов (А,Б,В): А).Зависимость конфликтов от конфликтогенов Б).Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента В).Зависимость конфликта от нескольких конфликтных ситуаций
-
31 А). Зависимость конфликтов (КФ) отконфликтогенов(КФГ) - закон эскалации конфликтогенов КФГ1 КФГ2 КФГ3 … КФ, где КФГ 2 >,чем КФГ 1 ; КФГ 3 >, чем КФГ 2 … и т.д. Конфликтогены– это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.
-
32
-
33 Правила бесконфликтного взаимодействия (согласно первой формуле) Правило 1.не употребляйте конфликтогены Правило 2. не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген проявляйте эмпатиюк собеседнику; делайте как можно больше благожелательныхпосылов
-
34 Б). Зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) КС + И = КФ Правила разрешения конфликтов : (согласно второй формуле) устранить конфликтную ситуацию исчерпатьинцидент
-
35 В).Зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС) КС1 + КС2 + … + КС п = КФ, при этом п > 2 Правило разрешения конфликтов: ( согласно третьей формуле) Устранить все конфликтные ситуации
-
36 Образы конфликтной ситуации = = представления участников конфликта: -о себе(своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.) - о противоположной стороне (о потребностях , целях, ценностях и т. д.) -о среде и условиях,в которых протекает конфликт
-
37 Основные виды искажений: схематизация(упрощение) категоричность оценок и суждений явления казуальной атрибуции (приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов) формирование образа врага: - недоверие - возложение вины на врага - негативное ожидание - отождествление его со злом - отказ в сочувствии
-
38 Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации: 1. эмоциональное реагирование(состояния стресса, агрессивности, наркотического или алкогольного опьянения) 2. уровень интеллектуального развития (ограниченность кругозора, низкий уровень развития категоричность оценок) 3.установки( установки на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т. д.) 4. оценка – самооценка(их неадекватность)
-
39 5. уровень информированности участников друг о друге(недостающая информация домысливается) 6.негативное отношение к партнеру(фильтр для адекватного восприятия) 7.особенности восприятия(неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта) 8.фактор времени(его недостаток)
-
40 Результаты опроса службы Гэллапа (1997г.)
-
41
-
42 Эмоции в конфликте 1. Управляйте эмоциями (не разжигайте их и не подавляйте) 2. Предварительно подготавливайте эмоциональную сферу 3.Изменяйте «знак » эмоций с – на + 4. Разрешайте свои внутренние противоречия
-
43 5.Задавайте себе вопросы: I этап:II этап: 1.Что я чувствую? 1.Что я хочу изменить? 2.Что я делаю? 2.Что мне нужно для 3. Как я дышу? этого сделать? 3.Чья это проблема: моя или партнера? 4.Что я хочу получить в результате?
-
44 III этап: 1. Что я теперь чувствую? 2. Что я теперь делаю? 3. Что я теперь думаю? 4. Как я теперь дышу? 6. Оказывайте себе помощь в острой стрессовойситуации
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.