Презентация на тему "Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания"

Презентация: Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентация «Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания» рассказывает нам о том, как на Руси относились к сказанному и словам вообщем. Так же прослеживается взаимосвязь между словами и самосознанием человека, которое в дальнейшем может влиять на духовную культуру человека.

Краткое содержание

  • Русский язык
  • Традиционная культура заменится зарубежной
  • Народ на-род

Содержание

  • Презентация: Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания
    Слайд 1

    Язык есть исповедь народа,В нем слышится его природа,Его душа и быт родной…П. Вяземский.Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания

  • Слайд 2

    Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий.Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа.Если можно было собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово - это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг другу посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Архим. Кирилл (Павлов)

  • Слайд 3

    На Руси всегда бережно обращались со словом. Подчеркнуто уважительное отношение к слову, вера в его могучую, вдохновляющую и созидающую силу были свойственны русским людям. Они знали, что через слово созидается душа человека:«как пищей тело, так словом укрепляется душа»; верили, что благословение и молитва спасают от многих бед, выравнивают духовный путь, а иногда избавляют от неминуемой смерти; чувствовали, что слово выражает всего говорящего человека и небрежное отношение со словом - признак бедности содержания души.

  • Слайд 4

    Русский язык самый сакральный, христианский из мировых языков. В нем обычная благодарность "спасибо" – это спаси Бог, название седьмого дня недели "воскресения" – напоминание о Воскресении Христа. Слово "образование" происходит от слова "образ", и первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия.Древнерусское слово "възъпитание" — возвышенное, духовное питание.Просвещение.

  • Слайд 5

    Мудрость жизни была заложена даже в славянской азбуке. Сейчас наши дети запоминают буквы, название которых просто бессмысленный звук, а буквы славянской азбуки – слова, ведущие в вечную жизнь. А, Б, В –Аз, Буки, Веди – я буквы познаю; Г,Д,Е,Ж – Глаголь, Добро, Есть, Живете -говори и делай добро, оно ведет к жизни… Л,М,Н,О,П – Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой – люди, размышляйте, у нас потустороннее прибежище; Р,С,Т – Рцы, Слово, Твердо – говори слово твердо, не лукавь.

  • Слайд 6

    Особенно любовь к слову и русскому языку необходимы сейчас, так как многие ученые констатируют, что мы живем во время экологического кризиса русского языка и разрушения языкового сознания основной массы россиян.Этот кризис проявляется в загрязнении словесной среды обитания детей и взрослых, оскудении речевого общения на русском языке, культивирования пустословия.Снизилась духовность речи, появилось множество пустых слов, искажающих и подменяющих суть реальности, часто стали использоваться «черные», нецензурные слова. Дозволенность «черных слов» - основа нравственной вседозволенности, потому что их употребление неизбежно ведет к неспособности различать добро и зло. Дав права «черному слову», мы облегчаем путь черным делам.

  • Слайд 7

    Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое.Следствием безнравственного и безответственного отношения к словуявляется не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

  • Слайд 8

    Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое.Следствием безнравственного и безответственного отношения к словуявляется не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

  • Слайд 9

    Язык, как воздух: им все дышат, но вполне знают его состав, свойства и значение лишь специалисты. Дыша воздухом, смешанным с угарным газом, человек умирает; язык с примесью словесных нечистот губит человека как личность.Не достаёт воздуха — мы задыхаемся; обедняется и засоряется словесным мусором наш языковой запас — непременно усыхает и тускнеет сознание.Троицкий В. Ю.

  • Слайд 10

    Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека - есть суммарный результат качества той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает... Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды.В.К. Журавлев

  • Слайд 11

    Русский язык

    РУССКИЙ ЯЗЫК — ВЕЧНОЕ СОКРОВИЩЕ, ДУХОВНАЯ РОДИНА, ЛЮБОВЬ И БОЛЬ НАША.Сокровище — ибо нет ничего более дорогого и сокровенного как то, чем строится и в чём открывается нам жизнь и Творец.Родина — потому что только родное слово может стать пристанищем самобытной мысли и сокровенного чувства; только оно может вместить целиком всё родное, всю душу до самых её глубин.Любовь — ибо через язык приобщаемся мы к родному в жизни, ко всему любимому,прекрасному, святому.Боль — потому что униженное положение нашего языка есть откровенное унижение всего народа и каждого, кто считает себя его частью.В. Троицкий

  • Слайд 12

    Из создавшейся ситуации имеется только один жизненный выход – осознание того, что язык, духовные традиции и жизнеспособность народа взаимосвязаны. Необходимо возродить любовь к родному языку, национальной культуре, отечеству, иначе процесс деградации и вырождения нации может стать необратимым.

  • Слайд 13

    Язык человека является показателем его культуры, а по речи подростков можно определить уровень духовности нации.Культура (от лат. cultura) — возделывание, воспитание, образо-вание, развитие, почитание. «Культурный» означает «выращенный человеком, не дикий» (С. И. Ожегов И. Ю. Шведова, 1997).Культура- дление, напряженная связь прошлого,настоящего и будущего, передача от одного поколения к другому идеалов, ценностей, способов поведения, проверенных традициями.Культура – это усилие человека быть человеком.

  • Слайд 14

    Русская культура неизменно стремилась к образованию и реализации в человеке духовного уровня как главного и определяющего его нравственный облик. Человек для нее – образ и подобие Божие, самоцель и ценность и не может рассматриваться как средство. Как писал С.Л. Франк: "Человек есть святыня; он не должен быть средством ни для других людей, ни для каких-либо объективных, вне его лежащих целей".

  • Слайд 15

    Культ-культура.Стержнем любой культуры является культурообразующая религия.При неведении или забвении духовных основ родной культуры, возможны следующие последствия:

  • Слайд 16

    Культура заменится видимостьюкультуры, массовой псевдокульту-рой, которая научит человека при-спосабливаться к временному,земному и заставит тратить всесилы и время на погоню за ново-модными призрачными и фальши-выми "ценностями".В обществе будет распадценностей, культивированиепримитивного способа жизни, направленного на легкое, быстрое и развлекательное потребление ("хлеба и зрелищ"), при котором окончательно вытесняется воспитание и обучение вплоть до полной потери обществом чувства самосохранения и социальной безопасности ("пир во время чумы").

  • Слайд 17

    Традиционная культура заменится зарубежной

    Сейчас есть следующие замены:инокультурные индивидуалисти-ческие и прагматические ценности,нормы и образцы;вестернизация сознания;воспитание в стиле «пепси»-расслабляющее удовольствие от индивидуального потребления;вымывание культурных кодов через СМИ, интер- нет, рекламу (графика, образы героев,ландшафт);неуместное употребление иностранных слов и иноязычной интонации вместо бережного отношения к родному слову.

  • Слайд 18

    3.Культура полностью разрушится воинствующей "черной культурой", антикультурой, главная цель которой - получение деструктивной и деградирующей личности.Основными объектами ее изображения являются криминальные, патологические или пограничные состояния, пропагандируются насилие, жестокость, алчность, вседозволенность, а ведущий принцип работы "черной культуры'' принцип духовных подмен.Выделяются следующие духовные подмены:размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении, насаждение принципа «если Бога нет, то все дозволено» ( Ф. М. Достоевский);культивирование низменных инстинктов, насилия , смерти;деструктивная картина мира;ранняя сексологизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;засорение и криминализация русского языка негативной лексикой, жаргоном, бранными и непечатными словами.

  • Слайд 19

    Время эти понятия не стёрло.Нужно только поднять верхний пласт.И дымящейся кровью у горлаЧувства вечные хлынут из нас.Ныне присно, во веки веков, старина,И цена есть цена, и вина есть вина,И всегда хорошо, если честь спасена,Если духом надёжно прикрыта спина.Чистоту, простоту мы у древних берём,Саги, сказки из прошлого тащимПотому, что добро остаётся добромВ прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий

  • Слайд 20

    Народ на-род

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном и духовном уровне, но и о его гражданской ценности.Народ и язык понятия нераздельно слитые, как тело и душа. Издревле на Руси народ назывался языком.

  • Слайд 21

    Ильин И.А. отмечает, что в русском языке вся Россия с ее дарами. В нем « и ширь неограниченных возможностей и богатство звуков, и слов и форм; и стихийность, и нежность, и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота… В нем- вся поющая русская душа, эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его - его язык…».

  • Слайд 22

    Для каждой нации характерна уникальная национальная идея, которую невозможно придумать, так как она является результатом исторического развития, культурной самобытности и коллективного творчества. В национальной идее сосредоточены самосознание и целенаправленная воля нации, сущность ее души, понимание своего места и предназначения в мире, цель и смысл бытия. В.С. Соловьев подчеркивал, что национальная идея – это моральное призвание нации, ее верховный долг.Ильин И.А. считал, что каждый народпризван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему. Народ не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли.

  • Слайд 23

    К чему же призван русский народ? Какова его историческая данность? Чем он отличается от других народов?Пожалуй, наиболее образно об этом пишет В.С. Соловьев:“Обыкновенный народ, желая похвалитьсвою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше, и, придавая этический характер своему национальному идеалу,с гордостью говорит: честная Германия. Что говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой. Говорит ли о русской славе или русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит о Святой Руси".

  • Слайд 24

    Каждый народ должен иметь свое самобытное, национально-духовное лицо. В трудах философов и других русских ученых в качестве ведущей особенности русской национальной личности выдвигается православная вера и связанные с нею соборность, разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброе расположение сердца и поступков, жизненная установка на самопожертвование, всемирная отзывчивость, сострадание и служение близкому независимо от его национальности и вероисповедания.Особое внимание обращалось на внутренний мир человека, состояние егодуши, совестливость, сострадательность. Характерным было то, что душевность и совестливость воспринимались как синонимы, а для описания человека использовались точные слова: великодушный, благодушный, малодушный, прямодушный, двоедушный, криводушный.

  • Слайд 25

    Только через освоение родного языка человек усваивает жизненный опыт своего народа. Образование языка совершается вместе с образованием народа, и язык терпит те же перемены, какие терпит сам народ, поэтому «вместе с Государством он растет, процветает, искажается, стареет и часто гибнет». Мерзляков А.Ф. Язык и общество

  • Слайд 26

    Конечно, экологический кризис русского языка – это диагноз для всего русского народа, но, на наш взгляд, болезнь излечима, так как русское национальное самосознание обычно проявляется " не как последовательная приверженность к русским идеям, а как следствие невольной иногда неосознанной, внутренней причастности к ним; оно возникает внезапно и неодолимо, как последний и окончательный акт поведения, как то, что постепенно рождается из туманных брожений внутреннего состояния, как сокровенная жизненная необходимость,единственно возможный для человека последний шаг.Неизбежность этого шага, как отчаянная попытка преодолеть " чужебесие", несмотря на "пленение души" инородными соблазнами, подтверждает ту непредсказуемость русской натуры, о которой много говорено и еще не раз будет говориться ("умом Россию не понять") . Троицкий В.Ю. Словесность в школе.

  • Слайд 27

    Икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке