Содержание
-
Мораль и нравственность
(обществознание, 11 класс, профильный уровень)
Автор: Зинина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №43 г.Волгограда
pptcloud.ru
-
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
-
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и
нравственный закон внутри нас»
И. Кант
Прав ли философ?
-
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
-
Назовите вечные универсальные ценности
-
Мораль -
совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом
-
Приведите примеры
-
- Не лги
- Не укради
- Не убий
- …
- Доброжелательность
- Справедливость
- Мудрость
- …
- Коллективизм / индивидуализм
- Эгоизм / альтруизм
- …
- Долг
- Совесть
- Смысл жизни
- Свобода
- Счастье
- …
-
- Утверждение человеческого в человеке
- Формирование нравственного облика личности
- Безнравственность недопустима
- Единство и согласованность действий людей
-
Чем отличается нравственность от морали?
-
- Мир сущего
- Мир должного
- принципы реального практического поведения людей
- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
- Нравственность
- Мораль
-
П. 2 § 30:Проанализируйте моральные категории
- Добро и зло
- Долг
- Честь и достоинство личности
- Счастье
- Совесть
- Моральный идеал
-
Нравственная культура личности -
степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества
-
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
- Общая культура
- Социальные интересы
- Цели жизни и деятельности
- Степень нравственных переживаний, сопереживания
- Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
…
-
Этапы формирования нравственной культуры личности
Совесть
«Что я сам о себе подумаю?»
- Саморегуляция
- автономная
- Взрослые люди
- Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»
- Общественное мнение
- конвенциональная
- Дети
- Инфантильные взрослые
- Страх, боязнь наказания
«Что со мной сделают?»
- Послушание и подражание элементарная
- Для кого характерна
- Главный мотив нравственного поведения
- На чем основана Формируемая нравственность
-
Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.
- Духовный (нравственно-универсальный)
Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».
- Гуманистический (просоциальный)
Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе
- Группоцентризм
Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим
- Эгоцентрический
- Черты поведения
- Уровень нравственности
-
- Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации
- Эмоциональная одухотворенность
- Формы, манеры поведения в обществе
-
Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой
-
Согласны ли вы с высказыванием:
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».
К.Тосси
Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?
-
Обсудим:
Задание № 3
Задание № 4
Источник
-
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
- Люби людей – и ближних, и дальних.
- Твори добро, не видя в том заслуги.
- Люби мир в себе, а не себя в мире.
- Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
- Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
- Будь совестлив: вся мораль в совести.
- Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
-
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
«Баллада о времени»
-
Домашнее задание:
§ 30
Вопросы
Задания
Эссе: «Свобода – делай что хочешь?» «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу)
«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)
-
Литература:
Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010
Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009
-
Источники иллюстраций:
pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.