Содержание
-
Этика: предмет, виды, структура
-
Введение
Изучение курса «Этика» предполагает своей целью освоение студентами наследия мировой этической мысли и получение знаний об основных моральных принципах, нормах, категориях, призванных стать ориентиром в выработке молодым человеком собственной стратегии и тактики жизни .
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения лекции студент должен иметь представление:
- Об основных преемственных связях в развитии этического знания и значимости общечеловеческих ценностей;
- О специфике морали и моральной автономии личности;
В результате изучения лекции студент должен уметь:
- Способность к переводу этической информации в личностные смыслы;
- Анализировать научную литературу по проблеме.
-
Содержание
- Ключевые понятия
- Учебный материал:
- Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
- Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Разведение со смежными областями (этика и право; этика и политика).
- Этическая проблематика в психологии.
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Ключевые понятия
- Гуманистическая этика;
- Авторитарная этика;
- Принципы индивидуализма и коллективизма;
- Нормативная этика;
- Прикладная этика.
-
Экономическая этика
- В рамках этой традиции можно говорить о сложившейся системе хозяйственных добродетелей: воздержании, милосердии, благотворительности, прилежании, усердии, верности и обязательности в деловых отношениях и т.д.
- Возникновение экономической этики в значительной мере обусловлено отказом от признания традиционных хозяйственных добродетелей в качестве мотива регуляции хозяйственных отношений.
- Экономическая этика исследует вопрос о том, какие моральные нормы и принципы могут иметь значение в условиях современной хозяйственной деятельности.
-
Политическая этика
- Этика политических целей. Со стороны целей предмет политической этики раскрывается прежде всего через понятие всеобщего блага. Особенность современного понимания всеобщего блага заключается в его конкретизации через триаду целей: мир – свобода – справедливость. Политическая этика должна избегать морализирующего превышения значения общественного блага, особенно когда речь идет об общих интересах и солидарности между людьми.
- Этика политических институтов. Политические действия, имеющие своим предметом обязательное регулирование отношений в социальных объединениях, должны направляться посредническими действиями институтов.
-
Этика политической деятельности (политических добродетелей). По аналогии с философской этикой в политической этике можно выделить четыре кардинальные политические добродетели: Политическую разумность, политическую справедливость, политическое мужество, политическое благоразумие. Добродетель разумности во многом является основополагающей для других нравственных ценностей, ибо она связывает между собой познание и жизнь, мысль и действие, предоставляет возможность в конкретной ситуации сделать практическими общие принципы. Поэтому не случайно добродетель разумности именуется также ситуативной совестью.
-
Гуманистическая этика
- Основы гуманистической этики заложил И. Кант в знаменитом категорическом императиве:
- «Не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели».
- Принципиальные позиции гуманистической этики:
- «Цель человека – быть самим собой, а условие достижения такой цели – быть человеком для себя». Э. Фромм.
-
Гуманистическая этика опирается на:
- Веру в человека;
- Автономность человека;
- Независимость человека;
- Свободу;
- Разум;
- Способность самостоятельно различать добро и зло.
-
Мораль
- История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений; генезис и эволюцию морали с древности до наших дней.
- Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе структурно – функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали; ее основных принципах и категориях.
- Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях.
-
Задания для самопроверки
- Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? «Важнейший капитал нации – нравственные качества народа» (Н.Г. Чернышевский). Почему?
- «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» (В.Г. Белинский). Какую роль в нравственном образовании личности играет этика? Может ли этика научить морали? Как в этой связи вы расцениваете высказывания Ф. Ларошфуко «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?
-
«Если этика – это учение о моральных нормах общества, то не кажется ли, что этические нормы ведут к унификации человеческой личности, - размышляет студент Б.К. – Не является ли в таком случае этика средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные – долой?». Ваше мнение по этому поводу.
-
Рекомендуемая литература
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
- Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
- Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
- Кондрашов В.А. Этика.
- Основы этических знаний. СПб., 1998.
- Словарь по этике. М., 1989.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
- Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.
-
- Ангел Е. Этос и история. М.,1988.
- Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
- Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991.
- Брейкин О.В. Мораль Древнего Рима. Саранск, 1992. Основы этических знаний. СПб., 1998.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы русского народа. М., 1993.
- Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры // Вопр. филос. 1994. № 1.
- Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция // Вопр. филос. 1993. № 8
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.