Содержание
-
Мыслители об обществе и человеке
-
Древние мыслители о мире и человеке
-
Мифы древности
-
- На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология
- Мифв переводе с греческого – предание, сказание
- Логос – слово, учение
-
Существует несколько тематических циклов мифов
Космогонические - мифы о происхождении человека и человеческого общества.
-
Циклы мифов
Антропогонистические - мифы о происхождении человека и человеческого общества.
-
Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён
-
- Этрусская мифология
- Славянская мифология
- Скандинавская мифология
-
В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют 2 идеи
- Идея творения:Мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном
- Идея развития:Мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния – хаоса, воды или яйца и т.д.
-
Происхождение мира
- Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в.
- Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»
-
Философия зародилась на Востоке в Древней Индии
- Индийская мифология Шива и сын его Сканда
- Мифология Древнего Китая
-
Древнеиндийские Веды о происхождении мира
-
Веды
Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка).Веды
-
Индийские мыслители считали
- «Всё, существующее на Земле, имеет живую бессмертную душу и, поэтому, нуждается в поклонении»
- Закат солнца над Гангой в Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу и поклоняются ей в форме олицетворяющей её богини Ганги
-
-
Мир людей
- Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
- Кшатрии – воины, правители
- Вайшья – класс земледельцев и скотоводов
- Судры – слуги
-
Мудрецы даосской школы
-
Даосизм
- Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы
- Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе
-
Цель философов-даосов
Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие.
-
Суть учения
В мире существует два начала – Инь (темное, женское), которое рассматривается как пассивное ожидание и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то.
-
Человек должен следовать 2 целям
- Оберегать себя от опасности
- Стараться прожить как можно дольше
-
Конфуцианство
-
Конфуций (552 – 479 гг. до н.э.)
Разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными.
-
Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на 3-х принципах
- Гуманности
- Соблюдения ритуалов и обрядов
- Практического воплощения нравственных форм жизни
-
Суть учения
- Поведение человека должно отражать законы, на основе которых существует вселенная
- Основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков Человек должен осознавать собственную судьбу, которую ему не дано изменить
- Человек должен сосредотачивать свои усилия на том, что подвластно его воле Суть учения
-
«Правильное» государственное устройство Конфуция
-
Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения.
-
Платон и Аристотель об обществе и государстве
-
Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет.
-
Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»
- Общество
- Государство
-
Платон выделял 3 стадии общественного развития
- Династия, состояние общества без бедных и богатых, без писанных законов, властью распоряжались старейшины родов и передавали её по наследству
- Аристократия – эпоха, когда возникают большие поселения людей, существует законодательство и выборная власть. В этот период появляется государство
- Идеальное государство, основанное на принципе справедливости
-
Государство делится на 3 группы
- Правители-философы
- Воины-стражи, обеспечивающие порядок
- Группа земледельцев и ремесленников
-
Модель идеального государства Платона
- Государством управляют мудрецы-философы
- Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег
- Отсутствие частной собственности
- Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована
- Общая цель: забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии
-
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
Ученик Академии Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей).
-
Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими, полномочиями господства, власти.
-
Аристотель выделял 3 формы объединения людей
- Семья
- Селение
- Государство
-
"Правильные" формы правления
-
"Неправильные" формы правления
-
Основные задачи государства
- Недопущение чрезмерного роста политической власти личности
- Предотвращение излишнего накопления имущества гражданами
- Удержание в повиновении рабов
-
Идея первенства государства перед личностью
Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.
-
Развитие обществознания в Новое время
-
Теория общественного договора
-
Авторы
Английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк
-
Теория божественного происхождения общества
Государство – результат договора граждан, сознательно ограничивших часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав.
-
Томас Гоббс
- Первоначальное, естественное состояние человека – «война всех против всех»
- Люди стремились выйти из этого состояния путём заключения «общественного договора», то есть учреждением государства
- Государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности
-
Джон Локк
- Естественное состояние основано на организующем начале – закон природы
- Гражданское состояние возникает тогда, когда люди отказываются от естественной власти и обращаются за защитой к закону
- Цель государства: сохранение свободы и собственности, приобретённой посредством труда
- Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
-
Эпоха Просвещения (вторая XVII половина - начало XVIII вв.)
-
Вольтер (1694 - 1778)
Вольтер (1694 - 1778) - французский философ-просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник; был сторонником
- Равенства граждан перед законом
- Свободы слова
- Неприкосновенности частной собственности
- Ввёл термин «философия истории»
- Конституционной монархии
-
- Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте здание обмана».
- «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать».
-
Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писатель, мыслитель, композитор
- Считал, что причина перехода к гражданскому состоянию – частная собственность и имущественное неравенство
- Выступал за защиту мелкой собственности
- Сторонник республики
-
Ж. Ж. Руссо
- «Республика более всего приближает людей к равенству»
- «Когда-то люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось»
-
Трудовое общество А. Смита
-
Адам Смит (1723 - 1790)
- Английский экономист и философ
- «Булочник печёт вкусные булки не из любви к человечеству»
- «Люди, работая на себя, работают на других»
- «Дайте человеку голую скалу в частную собственность, и он превратит её в цветущий сад»
-
Адам Смит
- В основе общественных отношений лежит разделение труда
- Для процветания экономики страны необходимы следующие условия
- Частная собственность
- Невмешательство государства в экономику, низкие налоги
- Отсутствие препятствий для развития личной инициативы
-
В социальной структуре А. Смит выделил основные классы
- Наёмные рабочие
- Капиталисты
- Крупные земельные собственники
- Различая их по источникам дохода
- Заработная плата
- Прибыль
- Рента
-
Утопический социализм (конец XVII - начало XIX вв.)
-
Представители
Французские философы А. Сен-Симон (1760 – 1825), Ш. Фурье (1771 – 1850) и английский социалист-утопист Р. Оуэн.
-
Сущность теории
Создание идеального общественного строя - социалистического.
-
Характерные черты «идеального» общественного строя
- Социальная гармония и общность интересов всех граждан
- Свободный творческий труд
- Равноправие в возможности применения своих способностей
- Государственное планирование в производственной сфере и в сельском хозяйстве
- Труд обязателен
- Все создаваемые блага распределяются по труду
-
Гражданское общество Г. Гегеля
-
Г. Гегель
- Немецкий философ конца XVIII - начала XIX вв.
- Под «гражданским обществом» понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей
-
Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса
Он выделяет 3 исторических ступени и соответственно три типа общества:
- Восточный мир
- Античность
- Германский мир
-
На пути к научной социологии
-
О. Конт (1798 – 1857)
- Французский философ и социолог
- Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни
-
Теория Конта включает в себя три идеи
- Закон трёх стадий развития
- Классификация наук
- Социальная статика и социальная динамика
-
Закон 3-х стадий
- Теологическая: люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы
- Метафизическая: абстрактное отражение объектов (причины, необходимость и т.д.)
- Позитивная: достижение подлинно научных знаний
-
«Иерархия основных наук»
- Математика
- Астрономия
- Физика
- Химия
- Биология
- Социология
-
Г. Спенсер (1820 - 1903)
- Английский философ и социолог.
- Разработал теорию эволюции общества как целостного организма.
-
Выделял два типа общества
- «Военное» - с принудительным характером сотрудничества людей
- «Промышленное» - основанное на добровольном сотрудничестве
-
Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы
- Производящую
- Распределяющую
- Регулятивную
-
Средства социального контроля
- «Страх перед живыми» (законы, охраняемые государством)
- «Страх перед мёртвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов)
-
Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в ХХ в.
-
Маркситское учение об обществе
-
К. Маркс и Ф. Энгельс
Карл Маркс и Фридрих Энгельс – немецкие мыслители, положившие начало новому направлению в философии и политической практике - марксизму
-
Суть учения
- Первоосновой развития общества является трудовая производительная деятельность людей Исследуя общественное производство Маркс выделил 2 его стороны
- Производительные силы (люди и средства производства)
- Производственные отношения
- Цель: наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей посредством всеобщего обязательного труда
- Первоосновой развития общества является трудовая производительная деятельность людей Исследуя общественное производство Маркс выделил 2 его стороны
-
Общественно-экономическая формация
Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.
-
К. Маркс определил 5 формаций
- Первобытнообщинная
- Рабовладельческая
- Феодальная
- Капиталистическая
- Коммунистическая, включающая социализм в качестве первого этапа
-
Коммунистическое общество
Коммунистическое общество должно стать тем идеалом, в котором свободная человеческая личность будет находится в условиях, способствующих её наиболее полному развитию
-
Развитие обществознания в ХХ веке
-
М. Вебер (1864 - 1920)
Немецкий социолог начала ХХ в.
-
По мнению Вебера, задача социолога – выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое – ценности (осознанные интересы)
-
Ценности
- Носят исторически конкретный характер
- Имеют силу для определённого периода времени, а затем утрачивают своё значение
- Влияют на познание и оценку явлений
- Определяют нормы поведения людей, их цели
-
Рассматривая социологию власти, М. Вебер выделил 3 типа государства
- Легальный
- Традиционный
- Харизматический
-
Ж.-П. Сартр (1905 - 1980)
Французский писатель, по своим взглядам принадлежавший к философскому направлению, под названием экзистенциализм
-
Экзистенция (существование)
Центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому индивид выступает как конкретная неповторимая личность.
-
Ж.-П. Сартр
- «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»
- «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет себя представлять»
-
У. Ростоу (1916 - 2003)
Американский социолог, выделивший пять «стадий роста» человеческого общества.
-
«Стадии роста» человеческого общества
-
В. И. Ленин (1870 - 1924)
- Последователь марксистского учения, внёсший в него ряд новых идей, но в своих последних работах («политическое завещание») переосмысливший ряд классических положений марксизма.
- С представлений о социализме как «единой фабрике» сменились идеей «строя цивилизованных кооператоров», действующих в условиях рынка и товарно-денежных отношений
-
Э. Бернштейн (1850 - 1932)
- Немецкий публицист и политический деятель.
- Выступал с критикой ряда положений марксистского учения и положил начало новому направлению – ревизионизм (пересмотр, ревизия классического учения)
-
Г. В. Плеханов (1856 - 1918)
- Теоретик и деятель российского революционного движения.
- Отстаивал идею зрелости экономических предпосылок как необходимого условия перехода к новому общественному строю.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.