Презентация на тему "Мыслители об обществе и человеке"

Презентация: Мыслители об обществе и человеке
Включить эффекты
1 из 91
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Мыслители об обществе и человеке" рассматривает этапы становления науки социологии, начиная с древних философов и религиозных учений и до современной точки зрения на мир, общество и общественные процессы. По каждому этапу описаны основные точки зрения на общество.

Краткое содержание

  • Древняя философия;
  • Эпоха Просвещения (вторая XVII половина - начало XVIII вв.);
  • Утопический социализм (конец XVII - начало XIX вв.);
  • На пути к научной социологии;
  • Маркситское учение об обществе.

Содержание

  • Презентация: Мыслители об обществе и человеке
    Слайд 1

    Мыслители об обществе и человеке

  • Слайд 2

    Древние мыслители о мире и человеке

  • Слайд 3

    Мифы древности

  • Слайд 4
    • На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология
    • Мифв переводе с греческого – предание, сказание
    • Логос – слово, учение
  • Слайд 5

    Существует несколько тематических циклов мифов

    Космогонические - мифы о происхождении человека и человеческого общества.

  • Слайд 6

    Циклы мифов

    Антропогонистические - мифы о происхождении человека и человеческого общества.

  • Слайд 7

    Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён

  • Слайд 8
    • Этрусская мифология
    • Славянская мифология
    • Скандинавская мифология
  • Слайд 9

    В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют 2 идеи

    • Идея творения:Мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном
    • Идея развития:Мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния – хаоса, воды или яйца и т.д.
  • Слайд 10

    Происхождение мира

    • Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в.
    • Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»
  • Слайд 11

    Философия зародилась на Востоке в Древней Индии

    • Индийская мифология Шива и сын его Сканда
    • Мифология Древнего Китая
  • Слайд 12

    Древнеиндийские Веды о происхождении мира

  • Слайд 13

    Веды

    Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка).Веды

  • Слайд 14

    Индийские мыслители считали

    • «Всё, существующее на Земле, имеет живую бессмертную душу и, поэтому, нуждается в поклонении»
    • Закат солнца над Гангой в Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу и поклоняются ей в форме олицетворяющей её богини Ганги
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Мир людей

    • Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
    • Кшатрии – воины, правители
    • Вайшья – класс земледельцев и скотоводов
    • Судры – слуги

  • Слайд 17

    Мудрецы даосской школы

  • Слайд 18

    Даосизм

    • Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы
    • Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе
  • Слайд 19

    Цель философов-даосов

    Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие.

  • Слайд 20

    Суть учения

    В мире существует два начала – Инь (темное, женское), которое рассматривается как пассивное ожидание и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то.

  • Слайд 21

    Человек должен следовать 2 целям

    • Оберегать себя от опасности
    • Стараться прожить как можно дольше

  • Слайд 22

    Конфуцианство

  • Слайд 23

    Конфуций (552 – 479 гг. до н.э.)

    Разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными.

  • Слайд 24

    Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на 3-х принципах

    1. Гуманности
    2. Соблюдения ритуалов и обрядов
    3. Практического воплощения нравственных форм жизни

  • Слайд 25

    Суть учения

    • Поведение человека должно отражать законы, на основе которых существует вселенная
    • Основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков Человек должен осознавать собственную судьбу, которую ему не дано изменить
    • Человек должен сосредотачивать свои усилия на том, что подвластно его воле Суть учения
  • Слайд 26

    «Правильное» государственное устройство Конфуция

  • Слайд 27

    Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения.

  • Слайд 28

    Платон и Аристотель об обществе и государстве

  • Слайд 29

    Платон (427 – 347 гг. до н. э.)

    Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет.

  • Слайд 30

    Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»

    • Общество
    • Государство
  • Слайд 31

    Платон выделял 3 стадии общественного развития

    1. Династия, состояние общества без бедных и богатых, без писанных законов, властью распоряжались старейшины родов и передавали её по наследству
    2. Аристократия – эпоха, когда возникают большие поселения людей, существует законодательство и выборная власть. В этот период появляется государство
    3. Идеальное государство, основанное на принципе справедливости
  • Слайд 32

    Государство делится на 3 группы

    • Правители-философы
    • Воины-стражи, обеспечивающие порядок
    • Группа земледельцев и ремесленников

  • Слайд 33

    Модель идеального государства Платона

    • Государством управляют мудрецы-философы
    • Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег
    • Отсутствие частной собственности
    • Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована
    • Общая цель: забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии
  • Слайд 34

    Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)

    Ученик Академии Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей).

  • Слайд 35

    Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими, полномочиями господства, власти.

  • Слайд 36

    Аристотель выделял 3 формы объединения людей

    1. Семья
    2. Селение
    3. Государство
  • Слайд 37

    "Правильные" формы правления

  • Слайд 38

    "Неправильные" формы правления

  • Слайд 39

    Основные задачи государства

    • Недопущение чрезмерного роста политической власти личности
    • Предотвращение излишнего накопления имущества гражданами
    • Удержание в повиновении рабов
  • Слайд 40

    Идея первенства государства перед личностью

    Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.

  • Слайд 41

    Развитие обществознания в Новое время

  • Слайд 42

    Теория общественного договора

  • Слайд 43

    Авторы

    Английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк

  • Слайд 44

    Теория божественного происхождения общества

    Государство – результат договора граждан, сознательно ограничивших часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав.

  • Слайд 45

    Томас Гоббс

    • Первоначальное, естественное состояние человека – «война всех против всех»
    • Люди стремились выйти из этого состояния путём заключения «общественного договора», то есть учреждением государства
    • Государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности
  • Слайд 46

    Джон Локк

    • Естественное состояние основано на организующем начале – закон природы
    • Гражданское состояние возникает тогда, когда люди отказываются от естественной власти и обращаются за защитой к закону
    • Цель государства: сохранение свободы и собственности, приобретённой посредством труда
    • Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
  • Слайд 47

    Эпоха Просвещения (вторая XVII половина - начало XVIII вв.)

  • Слайд 48

    Вольтер (1694 - 1778)

    Вольтер (1694 - 1778) - французский философ-просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник; был сторонником

    • Равенства граждан перед законом
    • Свободы слова
    • Неприкосновенности частной собственности
    • Ввёл термин «философия истории»
    • Конституционной монархии
  • Слайд 49
    • Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте здание обмана».
    • «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать».
  • Слайд 50

    Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писатель, мыслитель, композитор

    • Считал, что причина перехода к гражданскому состоянию – частная собственность и имущественное неравенство
    • Выступал за защиту мелкой собственности
    • Сторонник республики
  • Слайд 51

    Ж. Ж. Руссо

    • «Республика более всего приближает людей к равенству»
    • «Когда-то люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось»
  • Слайд 52

    Трудовое общество А. Смита

  • Слайд 53

    Адам Смит (1723 - 1790)

    • Английский экономист и философ
    • «Булочник печёт вкусные булки не из любви к человечеству»
    • «Люди, работая на себя, работают на других»
    • «Дайте человеку голую скалу в частную собственность, и он превратит её в цветущий сад»
  • Слайд 54

    Адам Смит

    • В основе общественных отношений лежит разделение труда
    • Для процветания экономики страны необходимы следующие условия
    • Частная собственность
    • Невмешательство государства в экономику, низкие налоги
    • Отсутствие препятствий для развития личной инициативы
  • Слайд 55

    В социальной структуре А. Смит выделил основные классы

    • Наёмные рабочие
    • Капиталисты
    • Крупные земельные собственники
    • Различая их по источникам дохода
    • Заработная плата
    • Прибыль
    • Рента
  • Слайд 56

    Утопический социализм (конец XVII - начало XIX вв.)

  • Слайд 57

    Представители

    Французские философы А. Сен-Симон (1760 – 1825), Ш. Фурье (1771 – 1850) и английский социалист-утопист Р. Оуэн.

  • Слайд 58

    Сущность теории

    Создание идеального общественного строя - социалистического.

  • Слайд 59

    Характерные черты «идеального» общественного строя

    • Социальная гармония и общность интересов всех граждан
    • Свободный творческий труд
    • Равноправие в возможности применения своих способностей
    • Государственное планирование в производственной сфере и в сельском хозяйстве
    • Труд обязателен
    • Все создаваемые блага распределяются по труду
  • Слайд 60

    Гражданское общество Г. Гегеля

  • Слайд 61

    Г. Гегель

    • Немецкий философ конца XVIII - начала XIX вв.
    • Под «гражданским обществом» понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей
  • Слайд 62

    Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса

    Он выделяет 3 исторических ступени и соответственно три типа общества:

    • Восточный мир
    • Античность
    • Германский мир
  • Слайд 63

    На пути к научной социологии

  • Слайд 64

    О. Конт (1798 – 1857)

    • Французский философ и социолог
    • Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни
  • Слайд 65

    Теория Конта включает в себя три идеи

    • Закон трёх стадий развития
    • Классификация наук
    • Социальная статика и социальная динамика

  • Слайд 66

    Закон 3-х стадий

    • Теологическая: люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы
    • Метафизическая: абстрактное отражение объектов (причины, необходимость и т.д.)
    • Позитивная: достижение подлинно научных знаний
  • Слайд 67

    «Иерархия основных наук»

    • Математика
    • Астрономия
    • Физика
    • Химия
    • Биология
    • Социология
  • Слайд 68

    Г. Спенсер (1820 - 1903)

    • Английский философ и социолог.
    • Разработал теорию эволюции общества как целостного организма.
  • Слайд 69

    Выделял два типа общества

    • «Военное» - с принудительным характером сотрудничества людей
    • «Промышленное» - основанное на добровольном сотрудничестве
  • Слайд 70

    Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы

    • Производящую
    • Распределяющую
    • Регулятивную
  • Слайд 71

    Средства социального контроля

    • «Страх перед живыми» (законы, охраняемые государством)
    • «Страх перед мёртвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов)
  • Слайд 72

    Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в ХХ в.

  • Слайд 73

    Маркситское учение об обществе

  • Слайд 74

    К. Маркс и Ф. Энгельс

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс – немецкие мыслители, положившие начало новому направлению в философии и политической практике - марксизму

  • Слайд 75

    Суть учения

    • Первоосновой развития общества является трудовая производительная деятельность людей Исследуя общественное производство Маркс выделил 2 его стороны
      • Производительные силы (люди и средства производства)
      • Производственные отношения
    • Цель: наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей посредством всеобщего обязательного труда
  • Слайд 76

    Общественно-экономическая формация

    Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.

  • Слайд 77

    К. Маркс определил 5 формаций

    1. Первобытнообщинная
    2. Рабовладельческая
    3. Феодальная
    4. Капиталистическая
    5. Коммунистическая, включающая социализм в качестве первого этапа
  • Слайд 78

    Коммунистическое общество

    Коммунистическое общество должно стать тем идеалом, в котором свободная человеческая личность будет находится в условиях, способствующих её наиболее полному развитию

  • Слайд 79

    Развитие обществознания в ХХ веке

  • Слайд 80

    М. Вебер (1864 - 1920)

    Немецкий социолог начала ХХ в.

  • Слайд 81

    По мнению Вебера, задача социолога – выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое – ценности (осознанные интересы)

  • Слайд 82

    Ценности

    • Носят исторически конкретный характер
    • Имеют силу для определённого периода времени, а затем утрачивают своё значение
    • Влияют на познание и оценку явлений
    • Определяют нормы поведения людей, их цели
  • Слайд 83

    Рассматривая социологию власти, М. Вебер выделил 3 типа государства

    1. Легальный
    2. Традиционный
    3. Харизматический
  • Слайд 84

    Ж.-П. Сартр (1905 - 1980)

    Французский писатель, по своим взглядам принадлежавший к философскому направлению, под названием экзистенциализм

  • Слайд 85

    Экзистенция (существование)

    Центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому индивид выступает как конкретная неповторимая личность.

  • Слайд 86

    Ж.-П. Сартр

    • «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни»
    • «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет себя представлять»
  • Слайд 87

    У. Ростоу (1916 - 2003)

    Американский социолог, выделивший пять «стадий роста» человеческого общества.

  • Слайд 88

    «Стадии роста» человеческого общества

  • Слайд 89

    В. И. Ленин (1870 - 1924)

    • Последователь марксистского учения, внёсший в него ряд новых идей, но в своих последних работах («политическое завещание») переосмысливший ряд классических положений марксизма.
    • С представлений о социализме как «единой фабрике» сменились идеей «строя цивилизованных кооператоров», действующих в условиях рынка и товарно-денежных отношений
  • Слайд 90

    Э. Бернштейн (1850 - 1932)

    • Немецкий публицист и политический деятель.
    • Выступал с критикой ряда положений марксистского учения и положил начало новому направлению – ревизионизм (пересмотр, ревизия классического учения)
  • Слайд 91

    Г. В. Плеханов (1856 - 1918)

    • Теоретик и деятель российского революционного движения.
    • Отстаивал идею зрелости экономических предпосылок как необходимого условия перехода к новому общественному строю.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке