Содержание
-
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Методические рекомендации по выполнению задания С8. Составление плана по заданной теме.
-
Рекомендации
- При подготовке и написании плана можно использовать универсальный формально-логический подход, который нацеливает на общие моменты при раскрытии той или иной темы
- Чётное структурирование знаний по предложенной теме поможет выполнить это задание.
- При этом следует учитывать общие моменты, о которых речь пойдет дальше.
-
Важные аспекты раскрытия темы
- Понятийный аспект
- Системно-структурный
- Функциональный
- Аспект типологии и классификации
- Исторический экскурс
- Современное состояние проблемы
-
Понятие предлагаемой темы
- Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.
- В начале плана любой темы (за редким исключением) можем записать: «понятие ...», указав то, что подлежит рассмотрению (Например: понятие государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д.)
-
Признаки
- Признаки – это основные черты, которые и формируют понятие, характеризуют его как специфическую организацию. Это та сторона в предмете или явлении, по которой его можно выделить и определить. Особенности, характерные черты,в которых проявляется специфика.
- 2 пунктом в ряде тем мы можем записать в план: «Признаки …» (признаки государства, права, рынка).
- Этот пункт плана можно детализировать!
-
Структура
- Структура - совокупность элементов и связей (отношений) между ними.
- В основе системно-структурного подхода лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Структура позволяет анализировать элементы рассматриваемых объектов и их взаимосвязи.
-
Функции
- Функции (от лат. – исполняю, совершаю) - круг деятельности, производимая работа, роль.
- Почти все рассматриваемые общественные явления (субъекты-объекты) выполняют в обществе различные и определённые для них функции. Поэтому 3 пунктом в плане можем записать: «функции … (государства, семьи, юридической ответственности, права, рынка и т.д.)
- Этот пункт плана следует детализировать!
-
Функции культуры
- Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли.
- Интегрирующая функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества.
- Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения.
- Информационная функция является функцией трансляции (передачи и обмена) знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Познавательная функция (гносеологическая) функция культуры состоит в том, что культура обеспечивается получение новых знаний о мире.
- Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.
- Регулятивная (нормативная)функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
-
Многомерность понятия
При этом можно выделить:
- Многообразие (…)Существующие и предлагаемые нам к рассмотрению социальные явления выступают не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, предполагают многовариантность самобытных уникальных единиц. Многообразие типов, видов и форм(сложных социальных объектов и явлений),многомерностьпонятия и широкий диапазон составляющих элементов, предполагают классификацию и типологизацию, на основе самых разнообразных критериев Многообразие критериев типологизации культур как отражение ее многоаспектности
-
Типологизация и классификация. Основные подходы (критерии)
- Если дано некое объемное понятия и соответствующее ему множество объектов, то применяются методы научного познания, направленные на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов.
- Именно для этого предназначен вид деления, называемый типологизацией и классификацией. Можно сказать, что т.о. решают задачи:
- Упорядочить это множество;
- сделать его хорошо обозримым, облегчив доступ в памяти к любому виду объектов данного множества.
- Типологизация – разделение на обладающие определенными свойствами, упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа.
- Классификация - логическая операция, которая состоит в распределении элементов данного множества по классам, видам, формам.
-
Типы, виды, формы
- Типы, виды, формы собственности
- Типы, виды, формы инфляции
- Типы, виды, формы культуры
- Типы, виды, формы власти
- И т.п.
Конкретизируем разнообразие рассматриваемого понятия.
-
Современные тенденции развития
- Тенденции (от франц. направление, стремление к чему- то) - наблюдаемые устойчивые изменения, присущие на новом этапе развития свойства, особенности тех или иных явлений, а также их возможность развиваться в данном направлении.
- Последний пункт нашего плана предусматривает этот момент: современные тенденции развития мировой экономики, банковской системы, рынка ценных бумаг, производства, государственной власти, государства и права, политического лидерства, социальных процессов, института семьи, культуры, образования, науки и техники, СМИ и т.д.
-
Культура как социальное явление
На основе актуализированных в ходе нашей работы знаний можно составить план по конкретной теме: «Культура как социальное явление»
- Понятие культура
- Структурные элементы культуры
- Функции культуры
- Функция социализации
- Интегрирующая функция.
- Коммуникативная функция
- Информационная функция.
- Познавательная функция (гносеологическая)
- Адаптационная функция
- Регулятивная функция
- Другие функции культуры
- Многообразие культуры
- Элитарная культура
- Народная культура
- Массовая культура
- Субкультуры
- Современные тенденции развития культуры
-
В итоге
У нас в плане получилось 5 пунктов, два из них детализированы, что соответствует критериям задания С8.
-
При составлении сложного плана воспользуйтесь следующими рекомендациями
- Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы.
- Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их.
- Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
- Проанализируйте полученный план:
- Все ли аспекты проблемы были отражены в нем?
- Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.