Содержание
-
Урок № 20
Тема: «Подросток и его права»
-
Факт №1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства или нищенства.
Факт № 2. Более 50 миллионов детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях.
Факт № 3. 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу.
Факт № 4. Ежегодно около 3,5 миллионов детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению.
Факт № 5. В развивающихся странах приблизительно 155 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Факт № 6. Миллионы детей, включая многих детей в более богатых обществах, лишены заботы, подвергаются плохому обращению или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.
Вопросы к классу:
- О чем говорят эти факты?
- Как приведенные данные можно связать с темой нашего сегодняшнего урока?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- взаимосвязь прав и обязанностей;
- роль и значение реализации прав в жизни подростка.
Знать:
- термины и понятия «права человека», «социальное обеспечение», «личная жизнь», «ответственность», «конвенция», «декларация»;
- современные трактовки науки о сущности прав человека.
Уметь:
- давать характеристику правам подростка;
- рассматривать правовые ситуации и решать их;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- выразить свое отношение к правам подростка, убедить подростков в ценности их прав, воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Права подростка.
2. Международные документы о правах подростка.
-
Введение в новый материал
Какие ассоциации возникают у вас при словах «права человека»?
-
Итак, мы выяснили, что право человека – это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то.
Какие же права имеет подросток?
Задание: работая с 2 главой Конституции РФ и текстом параграфа, составьте таблицу:
Основные права человека
-
Задание:
Усложним задачу: перечислите, какими из прав вы реально пользуетесь в жизни.
-
2. Защита прав подростка
Но права можно написать на бумаге и благополучно забыть о них.
Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?
-
Кто защитит подростка?
- Самозащита
- Международные правовые документы
- Правозащитные и иные органы государства
- Семья
-
Задание:
Давайте попробуем применить полученные знания. Разбившись на творческие группы, получите задание. Внимательно его изучите. Затем презентуйте свою работу, разыграв предложенную ситуацию. Класс определяет, насколько успешно вы защитили свои права.
-
- Задание для группы № 1
Очень хорошая ученица приходит в школу с сотовым телефоном и во время урока отправляет сообщение. Учительница делает ей замечание в грубой форме и забирает телефон.
- Задание для группы № 2
Идет урок. Входит уборщица и директор школы. Уборщица сообщает, что перед началом урока кто-то грыз семечки у окна, и это были мальчики из этого класса. Директор просит вывернуть карманы и проверяет их. Один из ребят не подчиняется, утверждая, что у него нет семечек. Директор говорит, что никого не выпустит с урока, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение.
- Задание для группы № 3
Учитель заметил, что на уроке идет переписка двух учеников. Отнял записку и прочитал ее вслух.
-
Теперь нам надо найти способы решения предложенных ситуаций.
Задание:итак, на ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам. Обратите внимание, группы меняются местами и работают с ситуациями других групп.
3-я группа. Текст Декларации прав человека, ст. 12, 17, 29.
Задание: на основании предложенных статей разберите ситуацию № 1.
1-я группа. Текст Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 12, 13, 16, 19.
Задание: на основании Конвенции разберите ситуацию № 2.
2-группа. Текст Конституции РФ, ст. 21, 22, 23, 24.
Задание: проанализируйте ситуацию № 3 с точки зрения Конституции РФ.
-
Задумаемся…
Однако всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Разберем подобную ситуацию.
Ситуация № 1: бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело перебивая учительницу, задавая ей десятки вопросов. Споря с ней по поводу и без повода.
- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего скажет в этом случае учительница.
- А я имею такое право, вот в статье 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.
Вопрос:что вы ответите Диме в этой ситуации?
-
Ситуация № 2: Кто-то из учащихся рассказывает классу о поездке с родителями в Австрию. И вдруг говорит явно ошибочную вещь, очевидно неправильную. Что делать?
Можно, воспользовавшись своим правом свободы слова, пригвоздить товарища к позорному столбу. Но при этом вы его сильно обидите. Поставите в неловкое положение. Будет ли это цивилизованно, культурно?
Вопрос: как поступить в таком случае?
-
Помните!
Какое же правило должен помнить человек при взаимоотношениях с другими людьми?
Статья 29 Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество».
Следовательно, речь идет об ответственности подростка.
-
Подведение итогов занятия
Главная тема Конвенции о правах ребенка: «Плохих детей не бывает!»
Как вы относитесь к данному утверждению? Свой ответ аргументируйте.
-
Домашнее задание:
Выучить § 18 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: назвать и охарактеризовать права человека.
- 2 вариант: ответьте на вопрос, какими правами вы реально пользуетесь в вашей жизни?
- 3 вариант: в ХХ в. появилось много важных документов о защите прав ребенка и подростка. С чем, по вашему мнению, это связано?
-
Желаю успеха!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.