Содержание
-
Подросток как гражданин
-
- Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству. Плохие граждане.
- А как надо относиться к своему Отечеству?
- Кто такие граждане?
- Могут ли подростки вашего возраста называть себя гражданами России?
- Давайте обсудим эти вопросы на нашем уроке.
- Как часто сегодня от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодежи, что, дескать, не та молодежь, не так работает, не так любит, не так относится к своему родному Отечеству. Плохие граждане.
-
Цели и задачи
Понимать:
- значение гражданства как средства формирования личности подростка;
- сущность гражданства.
Знать:
- термины и понятия «собрание», «демонстрации», «митинг», «выборы», «гражданство», «гражданин»;
- причины участия человека в политической жизни страны;
- систему справедливых выборов.
Уметь:
- давать характеристику гражданству;
- определять факторы, влияющие на политическую зрелость подростков;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию гражданства на формирование подростка;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока
- Гражданство;
- Твои гражданские права и свободы;
- Участие гражданина в политической жизни страны. Выборы – важнейшее политическое право гражданина;
- Обязанности граждан.
-
- В Москве на Красной площади стоит памятник, на барельефе которого начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.»
- Что означает эта надпись?
- Сохраняет ли свой смысл в наши дни? Поговорим об этом.
-
Гражданство
«Граждане России» – это обращение часто звучит по радио и телевидению, встречается в газетах и журналах. Его произносят президенты и политики.
- Что же мы подразумеваем под этим понятием?
- Какое отношению имеете вы, подростки, к этому понятию?
Задание: работая с текстом параграфа, ответьте на следующие вопросы:
- В каком возрасте граждане страны получают свой главный документ – паспорт? Дайте характеристику этому документу.
- Какие роли выполняет подросток в своем возрасте?
- Как вы считаете, какая роль самая ответственная?
- Что значит фраза: «Гражданином можно родиться, а можно им стать»? Приведите примеры.
- Можно ли сменить гражданство?
- Дайте характеристику гражданству.
- Почему авторы учебника утверждают, что быть гражданином не просто почетно, но и очень выгодно? Приведите пример, подтверждающий это утверждение.
- Вспомните исторические факты ожесточенной борьбы человечества за право получения гражданских прав.
- Чем начинает пользоваться человек с момента приобретения гражданства?
- Имеют ли подростки полный статус гражданства? Почему?
- Какие категории населения и почему теряют свои гражданские права?
- В чем суть гражданства?
- Дайте определение понятия «гражданство».
- Какие документы фиксируют основные права и обязанности гражданина России?
- Кто и как может внести поправки в данные документы?
-
Подросток – гражданин России
- Наследуемая черта: если ваши родители имеют российское гражданство – вы автоматически становитесь гражданином России
- Приобретаемая черта: гражданство можно получить, доказав лояльность своим безупречным поведением и трудом на благо России Гражданство можно сменить, но только во взрослом возрасте.
-
Быть гражданином
Почетно:
- Это осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее
Выгодно:Если вы не имеете гражданства:
- вы лишитесь постоянной работы
- вы лишитесь постоянного места жительства
- с вами могут произойти несчастья
С момента приобретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав.
Суть гражданства состоит в том, что гражданин признает Конституцию данной страны, а признав ее, будет:
- защищать тот строй, который она провозглашает
- бороться с внешним врагом
- хранить государственную тайну
- оберегать государство от бунтарей
-
Делаем выводы
- Таким образом, под гражданством понимается такая политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
- Итак, гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься частью ее плоти и крови.
-
Что их объединяет?
-
Твои гражданские права и свободы
- Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому массу примеров.
- Задание: наверняка вы слышали слова:«гражданин» и «подданный». В чем разница между ними?
-
Задание: работая с главой 2 Конституции Российской Федерации, выделите и запишите в таблицу:
- Основные права российских граждан.
- Политические и гражданские права.
-
Участие гражданина в политической жизни страны
- Выборы – важнейшее политическое право гражданина.
- Величайшее право, за которое боролись представители разных народов в различные исторические периоды, – это право участвовать в управлении государством.
- Назовите формы участия граждан нашей страны в политической жизни.
-
Формы участия граждан в политической жизни страны
- Участие в ведении государственных дел и правосудии
- Участие в митингах, собраниях, демонстрациях
- Самой массовой формой участия граждан
- в управлении делами общества являются выборы
- Объединение для создания партий, организаций
-
Задание:попробуем более тщательно исследовать эти формы участия в политической жизни. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем вы видите разницу в понятиях «собрание», «митинг», «демонстрация»?
- Кто может участвовать в этих политических мероприятиях?
- Озвучьте специальные правила того, как нужно подготовить такую форму деятельности людей.
- Могут ли власти запретить собрания, митинги, демонстрации?
- С какого возраста можно участвовать в выборах?
- С какого возраста человек может быть избран:
А) на выборные должности;Б) главой администрации;В) Президентом страны.
- Как происходят выборы? Опишите и объясните механизм избирательной процедуры.
- С какого возраста можно участвовать в общественных молодежных и детских организациях?
-
Задание
В прежние времена существовала поговорка «Моя хата с краю – ничего не знаю», обозначавшая нежелание человека принимать участие в общественных делах. Оцените такую позицию и предположите, к каким последствиям она может привести.
-
Представьте себе, что вы идете по городу и увидели плакат следующего содержания:
Задание:работая в группах, попытайтесь выработать собственные ответы на представленную проблему. Свой ответ обоснуйте.
Участие в выборах – это
- долг?
- свобода?
- ответственность?
-
Обязанности граждан России
- Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав.
- А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?
- Задание: работая с 2 главой Конституции Российской Федерации, заполните таблицу: "Обязанности граждан РФ".
-
- Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:
- Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?
- Определите свою позицию и аргументируйте ее.
-
Подведение итогов
- Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
- Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
-
Подведение итогов занятия
Произнося слова "Я – гражданин России", каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем.
- Но давайте поставим вопрос так: легко ли быть гражданином великой страны?
- Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Можно ли назвать вас гражданами России?
-
Домашнее задание:
Выучить § 17 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант – ответьте на вопрос, какие права и обязанности граждан России вы знаете?
- 2 вариант –ответьте на вопрос, что значит быть гражданином России лично для вас? Попробуйте доказать свое мнение.
- 3 вариант –представьте, что вам поручили написать обращение «К гражданам России». К чему бы вы призвали наших соотечественников?
-
Желаю успеха!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.