Содержание
- 
              
            Практики публичной политики в современной России и их изучениеАлександр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 9. 
- 
              
            Структура лекции1. Петербургская концепция партнерства 2. В.Н.Якимец: введение ЯН-индекса 3. ЯН-индекс: сравнение регионов 
- 
              
            1. Петербургская концепция партнерства
- 
              
            
 Взаимодействие власти и структур гражданского общества: возможные модели 1. Модель «приводных ремней» 2. «Модель игнорирования» 3. «Модель садовника» - модель поддержки 4. Патерналистская модель 5. Партнерская модель 6. Модель «борьбы с противником» 
- 
              
            РАЗРАБОТКАКонцепция – продукт коллективного труда 8 заседаний рабочей группы, общественные слушания, обсуждение на 4-х семинарах, на Интернет сайте, в сетях рассылки, 9 вариантов, более 100 поправок Настоящий вариант – то, будет вынесено на заседание Правительства СПб 11 декабря 2007 г. 
- 
              
            Общественные слушания, 19.07.07
- 
              
            СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ1. Введение 2. Цель и задачи Концепции 3. Принципы взаимодействия 4. Приоритетные сферы взаимодействия 5. Основные направления деятельности органов исполнительной власти 6. Формы взаимодействия 7. Ожидаемый результат 8. Приложение. План мероприятий 
- 
              
            АДРЕСАТЫ КОНЦЕПЦИИ1. НКО, осуществляющие свою деятельность в Санкт-Петербурге, за исключением политических партий, профсоюзов и религиозных организаций 2. Жители Санкт-Петербурга 3. Органы государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга 3. Бизнес-сообщества 4. Государственные и муниципальные организации 
- 
              
            ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ1) Целью настоящей Концепции является развитие в Санкт-Петербурге общественно-государственного партнерства на основе эффективной системы взаимодействия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. 
- 
              
            ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИсовершенствование организационно-правовых условий общественно-государственного партнерства; совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства; информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти города. 
- 
              
            ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ- обеспечение прав и свобод жителей города, их законных интересов;
- ответственность сторон за выполнение взятых на себя обязательств;
- партнерство как взаимодействие равноправных сторон для достижения общей социально значимой цели;
- коллегиальности в выработке совместных решений;
- открытость и доступность информации об общественно-государственном партнерстве в Санкт-Петербурге.
 
- 
              
            ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ- социальная и правовая помощь лицам, нуждающимся в социальной и правовой защите (в том числе беженцам и вынужденным переселенцам, инвалидам, безработным, лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, жертвам насилия);
- повышение правовой культуры общества, защита прав человека;
- охрана здоровья граждан и окружающей природной среды;
- охрана памятников истории и культуры, сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей;
- развитие добровольческих инициатив, направленных на решение социальных проблем жителей Санкт-Петербурга;
- создание условий для становления и развития личности ребенка, осуществления его гражданских прав и свобод;
- становление гражданского общества и демократического правового и социального государства;
- культурное, духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
- развитие образования, науки, культуры, искусства и спорта;
- поддержка и развитие инициативы молодежи.
 
- 
              
            ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСовершенствование организационно-правовых условий общественно-государственного партнерства Совершенствование экономических условий общественно-государственного партнерства Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга механизмов взаимодействия гражданского общества и исполнительных органов государственной власти города 
- 
              
            ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯФОРМЫ: - Совместные коллегиальные решения
- Совместные мероприятия
- Государственная поддержка деятельности НКО
- Социальный заказ
- Городские гранты
- Участие НКО в разработке проектов нормативных актов города, городских программ
- Общественная экспертиза
- Информационный обмен
- Инфраструктурная поддержка
- Образовательно-просветительская деятельность
- Методическая, консультационная, организационная помощь
 МЕХАНИЗМЫ: - Система соглашений и договоров
- Постоянно действующие общественные советы
- Конкурсы и грантовые программы (субсидии и др.)
- Ежегодный социальный форум
- Содействие развитию фондов местного сообщества
 
- 
              
            ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)- Что даст реализация Концепции
- Конкретные ожидаемые результаты:
- Совершенствование работы коллегиальных органов
- Развитие технологий социального партнерства
- Увеличение доли городского социального заказа, реализуемого силами НКО
- Совершенствование нормативной базы города
- Налажен регулярный обмен информацией
- Увеличен процент социальной рекламы
- Программы передач о деятельности НКО на региональном телевидении
- Результаты общественной экспертизы освещаются в СМИ
- Увеличение численности добровольцев и числа НКО, их привлекающих
- Разработаны альтернативные образовательные программы
 
- 
              
            Горный Михаил БениаминовичЗакончил физико-технический факультет Политехнического института, к.ф.-м.н. Координатор секции «самоуправление трудовых коллективов» Ленинградского клуба «Перестройка», 1987-1990 г. Депутат, председатель комиссии по вопросам самоуправления, работы Советов и государственному строительству Ленсовета (1990-1993) 
- 
              
            
 Член рабочей группы по разработке Устава Санкт-Петербурга (1994-1995 гг.) Исполнительный директор СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ - с 1994 г. Доцент кафедры прикладной политологии НИУ-ВШЭ, Санкт-Петербург 
- 
              
            
 . 
- 
              
            2. Л.И.Никовская и В.Н.Якимец: изучение публичной политики
- 
              
            Якимец Владимир НиколаевичВ.н.с. Института системного анализа РАН К.т.н., д.соц.н. В годы перестройки – член движения «Невада-Семипалатинск» (остановка ядерных испытаний) Начиная с 1995 г. – тренер и эксперт на различных семинарах для лидеров НКО, затем – по развитию межсекторного партнерства. 
- 
              
            
 В 2002 г. защитил докторскую по социологии на тему «Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России». Разрабатывает методы количественной оценки состояния публичной политики в регионах России. 
- 
              
            
 . 
- 
              
            Никовская Лариса ИгоревнаВ.н.с. Института Социологии РАН, д.соц.н. Координатор Исследовательского комитета по гражданском обществу и публичной политике Российской ассоциации политической науки Член политсовета партии «Справедливая Россия» 
- 
              
            
 . 
- 
              
            Из доклада на семинаре СПб центра СТРАТЕГИЯ в 2004 г.Публичная политика в условиях российской трансформации 
- 
              
            
 Участие НКО РФ в механизмах формирования и реализации социальной политики 29.08.2016 Никовская,Якимец 26 – выработка направлений социальной политики; – определение приоритетных направлений; – формирование бюджетов социальной сферы; – лоббирование через органы представительной власти; – привлечение внебюджетных средств; – разработка и реализация социальных проектов; – участие в реализации федеральных или региональных социальных программ; – контроль реализации социальных программ. 
- 
              
            
 Участие НКО в выработке и реализации социальной политики в г. Владимире (9 сотр.НКО, 17 служащих, апрель 2003), % от опрошенных 29.08.2016 Никовская,Якимец 27 
- 
              
            
 Участие НКО в выработке и реализации социальной политики в г. Озерске (14 сотр.НКО, 9 служащих , май 2003), % от опрошенных 29.08.2016 Никовская,Якимец 28 
- 
              
            
 Участие НКО в выработке и реализации социальной политики в г. Иркутске (оценка 20 сотруд.НКО, 10 служащих, июль 2003), % от опрошенных29.08.2016 Никовская,Якимец 29 
- 
              
            
 Участие НКО в выработке и реализации социальной политики в Екатеринбурге, Саратове и Р. Коми (14 сотр. НКО, 11 служащих апрель 2003), %от опрошенных 29.08.2016 Никовская,Якимец 30 
- 
              
            Выводы из опросов сотрудников региональных НКО29.08.2016 Никовская,Якимец 31 - от 50 до 80% опрошенных -бюджетный процесс(соц.сферы) в регионе проходит без участия НКО, хотя регион. законы предусматривают это
- около половины -нет участия в контролеза реализацией соц.программ.
- от 30 до 67% -НКО либо не участвуют в выработкерегиональной социальной политики, либо эпизодически и без регламентированных процедур (от 15 до 60% респондентов).
- отн. высока степень вовлеченности НКО в разработку и реализацию социальных проектов и реализацию федеральных/регионадьных соц.программ
- менее заметна активность НКО в реализации соц.программ
- нет четких процедур участия НКО в лоббировании региональных представительных органов власти
- значителен разброс мнений об участии НКО в определении приоритетов социальной политики
 
- 
              
            Выводы из опроса служащих29.08.2016 Никовская,Якимец 32 НКО слабо привлекаются для контроля реализации социальных программ (от четверти до половины служащих считают, что такого участия нет; около трети, что НКО участвуют в контроле, но без регламента). участия НКО в формировании бюджетов социальной сферы (от 30 до 80% отметили отсутствие участия). служащие солидарны с оценками сотрудников НКО и по поводу развитости процедур участия НКО в разработке и реализации социальных проектов (от 40 до 65 %). Похожи оценки служащих относительно участия НКО в лоббировании интересов целевых групп при формировании социальной политики (менее 30% считают, что есть процедуры и участие НКО прописано в них оценки служащих о том, что НКО участвуют в выработке направлений социальной политики в соответствии с принятыми процедурами, завышены. Это же, впрочем, можно сказать и относительно вовлеченности НКО в определение приоритетных направлений социальной политики 
- 
              
            Пять из 11 причин, препятствующих сотрудничеству НКО и власти29.08.2016 Никовская,Якимец 33 НКО выбрали: - оторванность гос.и муниц.служб от потребностей населения
- отсутствие нормативно-правовой базы для взаимодействия
- излишнее администрирование со стороны чиновников
- неумение строить партнерские отношения
- несоблюдение органами власти действующих законов и норм
- Служащие выбрали
- нехватка средств
- отсутствие процедур и технологий взаимодействия
- отсутствие нормативно-правовой базы для взаимодействия
- отсутствие информации друг и друге
- амбиции лидеров НКОинеумение строить партнерские отношения
 
- 
              
            
 29.08.2016 Никовская,Якимец 34 
- 
              
            
 29.08.2016 Никовская,Якимец 35 
- 
              
            Вопросы из пилотного исследования29.08.2016 Никовская,Якимец 36 - Почему оценки НКО в среднем выше на балл?
- Почему НКО дали в 2 раза более высокую оценку деятельности органов исполнительной власти?
- Не завышают ли НКО роль партий?
- Почему оценки НКО независимости судебной власти, независимости СМИ и действенности антикоррупционных законовниже оценок служащих?
- Таковы ли будут оценки для других регионов (Юг, Центр, Северо-Запад)?
 
- 
              
            
 29.08.2016 Никовская,Якимец 37 Процесс политической трансформации в России объективно актуализирует противоречие, которое можно сформулировать как противоборство между тенденцией к стабилизации, равновесию с усилением роли бюрократии и курсом на дальнейшее изменение, преобразование с участием граждан. 
- 
              
            В 2006 г. авторы предлагают первый вариант ЯН-индексаСостоял из двух частей: ЯН-индекса состояния публичной сферы и ЯН-индекса демократизации и открытости общества. Для первой составляющей было отобрано 9 показателей (из двух десятков в исходном списке), а для второй – 8 показателей (из 15). 
- 
              
            В каждом из обследованных регионовопрашивали три группы респондентов – госслужащих и сотрудников местного самоуправления, бизнесменов, а также сотрудников общественных и некоммерческих организаций. Всего за период 2003 - 2006 годов было опрошено более 900 человек. Опрашиваемых просили оценить каждый показатель по 10-балльной шкале. 
- 
              
            Суть идеи состоит впоследовательном агрегировании результатов анкетирования для трех разных групп в каждом из обследованных регионов с тем, чтобы получаемые оценки могли быть использованы: - для сопоставления позиций разных групп опрошенных в одном регионе, - для сравнения оценок каждой из групп для разных регионов 
- 
              
            Использование для:-для рейтингования регионов по степени развитости публичной сферы и по уровню демократичности общества, - для позиционирования регионов в двумерном пространства, определенном двумя выше названными составляющими (иными словами для «картирования» региональной публичной политики). 
- 
              
            
 
- 
              
            
 
- 
              
            
 
- 
              
            3. Ян-индекс: сравнение регионов (доклад в марте 2011 г.)
- 
              
            Масштабы исследования ПП – 2009 (по гранту ИНОП)В 24 регионах России (по 2-4 от 7 федерал. округов) Методология – ЯН-индекс оценки и мониторинга ПП + фокус-группы и экспертные сессии в регионах Респонденты из 3 секторов (целевая выборка): от малого, среднего бизнеса (владельцы и наемные работ-ки), от НКО-сектора ; от власти и служащие В анкете 22 показателя для оценки развитости субъектов и институтов ПП. В ней - утверждения, достоверность которых оценивали по 10-балльной шкале (от«1» до «10» баллов) Собрано около 4000 анкет Оригинальное рограммное обеспечение для расчета ЯН-индекса, построения графиков и гистограмм. Рассчитан Индекс развитости субъектов публичной сферы и Индекс состояния институтов и механизмов ПП (величина от 0 (наихудшая) до 1 (наилучшая). iakim@isa.ru 46 
- 
              
            Пять типов ПП в регионах:Регионы с консолидированными низкими оценками - респонденты из всех 3 секторов одинаково низко оценивают состояние ПП (в квадранте (0, 0.5; 0, 0.5)) Центрированные регионы – там, где дана консолидировано средняя оценка (в области (0.5+/-0.05; 0.5+/-0.05) Регионы с партнерскими отношениями между секторами – там, где респонденты дают консолидировано высокие оценки состояния ПП (в квадранте (0.5;1;0.5,1)) Регионы с неконсолидированными оценками ПП- там, где оценки респондентов из одного сектора имеют разрыв от оценок двух других Регионы с разрывами неконсолидированных оценок ПП – там, где оценки ПП респондентами из двух секторов характеризуются значимым разрывом 47 
- 
              
            
 Тип 1: Консолидированные низкие оценки – Дагестан, Иркутская обл.,Приморский край 48 
- 
              
            Тип 2: Центрированные оценки –Амурская и Курская обл.49 
- 
              
            Тип 3: Партнерские хорошие оценки – Новосибирская обл., Карелия50 
- 
              
            
 Тип 4: с неконсолидированными оценками - отрыв одной группы от других: Волгоградская обл. Хабаровский край 51 
- 
              
            
 Тип 5: Регионы с неконсолидированными разрывами оценок ПП – Татарстан, Краснодарский край, Тюменская и Пензенская обл. 52 
- 
              
            
 53 
- 
              
            
 54 
- 
              
            
 55 
- 
              
            Антирейтинг 6 из 9 институтов и механизмов ППВозглавил антирейтинг механизм противодействия коррупции – около 2400 человек из 15 субъектов РФ (из 24) дали от 2 до 5 баллов из 10. Институты, предназначенные для защиты частной собственности и обеспечения равных возможностей участникам экономических процессов – около 2600 респондентов из 17 субъектов РФ дали от 2 до 5 баллов из 10 (многие ближе к 5); Институт судебной власти (не прозрачен и слабо справляется с обеспечением верховенства закона) - около 2000 человек из 11 субъектов РФ оценили в диапазоне от 2.5 до 5 баллов; Институт выборов – около 1600 респондентов - от 2 до 5 баллов; Институты и механизмы поддержки гражданских инициатив – около 1850 респондентов из 12 субъектов РФ - от 2.5 до 5 баллов. Институт СМИ – около 1850 респондентов из 12 субъектов РФ - от 3 до 5 баллов. 
- 
              
            ИтогиИсследовано состояние ПП в 24 регионах РФ (на основе ЯН-индекса) – 4000 анкет Аналитические результаты: Критерий консолидированности 5 типов региональной ПП Специфика консолидированности и разрывы для разных групп респондентов (диаметр множества оценок ПП) Антирейтинг институтов и механизмов ПП 57 
- 
              
            Прикладные результаты: выводыТам, где представители трех секторов одинаково оценили состояние ПП (в области высоких, средних или низких оценок), есть возможность выработки приемлемых решений о путях модернизации экономики, развитии демократии и благоустройству общественной жизни и социума. В субъектах РФ, где в области низких оценок существуют большие разрывы между оценками власти и бизнеса с НКО, вероятен рост напряженности. Без создания здесь работающих диалоговых механизмов вряд ли удастся сблизить позиции разных секторов, выработать пути устранения «разрывов» и найти стратегии развития. Межрегиональные сравнения значений Сводных индексов показали, что тяжелее всех малому и среднему бизнесу (их оценки состояния ПП в 18 из 21 субъектов РФ лежат в области низких оценок), не только из-за кризиса, но потому что при выработке антикризисных мер, их мнения слабо учитывались (из материалов экспертных сессий). 58 
- 
              
            Прикладные результаты: предложенияНадо организовать обучение представителей органов исполнительной и законодательной власти, а также «партийцев» по проблемам современной ПП и механизмам ее реализации (лучше всего по ФО). Надо ввести мониторинг и оценку ПП 1 раз в 2-3 года (в 2011 г.в 5 субъектах-2010 мониторинг + 5-7 новых) Улучшая институты ПП, можно повысить качество представительства общественных интересов в органах власти, с одной стороны, и развитие гражданской инициативы, с другой стороны. Оценки ПП позволят расширить спектр вариантов управленческих решений: например, сравнив оценки своего региона с оценками другого, можно, обнаружив различия, выявить их причины и сформировать альтернативы по улучшению ПП в своем регионе. 59 
- 
              
            Обоснование и методология построения ЯН – индекса ПП опубликованы в[1] Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики в регионах России// Труды ИСА РАН, том 25. Под ред.А.П.Афанасьева. М.: КомКнига, 2006. С.138-146. [2] Никовская Л.И., Якимец В.Н.. Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором, «Полития», №1, 2007. СС.30-51. [3] Якимец В.Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики. В кн. «Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт взаимодействия», М.: РАПН, РОССПЭН, 2008. СС.107-121 60 
- 
              
            
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.