Содержание
- 
              
            Институты-посредники как важный компонент развития публичной политикиАлександр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 7. 
- 
              
            Структура лекции1. Иерархические и сетевые структуры 2. Понятие институтов – посредников 3. Общественные советы и общественные палаты 4. Административная и реформа и участие гражданского общества 5. Фабрики мысли и центры публичной политики 6. Проект СПб и Нижегородского филиалов НИУ-ВШЭ 
- 
              
            1. Иерархические и сетевые структуры
- 
              
            Реальная проблема:Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество? 
- 
              
            Иерархия: эволюция понятия«движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1]. [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, №3, с. 6-13 
- 
              
            
 
- 
              
            Сеть может быть определена какорганизация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам. В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet 
- 
              
            Сетевые структуры
- 
              
            Выходом могут статьструктуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур. Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества 
- 
              
            
 Структура – Модератор для иерархических и сетевых структур 
- 
              
            В этом контексте особый интерес могут вызываютОрганы иерархических структур Являющиеся по своей сути «адапторами», посредниками для связи с сетевыми структурами гражданского общества Например, Отделы по связям с общественностью в МВД и УВД Вопрос – какие органы иерархий являются «адапторами» для связи с криминальными сетями? 
- 
              
            2. Понятие институтов-посредников
- 
              
            Основные акторы поля публичной политики
- 
              
            
 Основные участники политического (policy) процесса - Властные структуры
- Структуры гражданского общества (НКО различного вида)
- Научное и университетское сообщество
 
- 
              
            Кто же формирует публичную политику?- Исполнительная власть
- Представительная власть
- Бизнес - элита (деловые круги)
- Политические партии
- Неправительственные организации
- СМИ
- Криминальные структуры (?)
- Международные организации
 
- 
              
            
 - Число участники политического процесса стоит увеличить
- Властные структуры
- Структуры гражданского общества (НКО различного вида)
- Партии
- Научное и университетское сообщество
- СМИ
 
- 
              
            Вспомним основной тезис концепции демократического транзитаОсновные стадии перехода: 1. Либерализация старого политического режима (М.С.Горбачев) 2. Создание основных демократических институтов (годы Б.Н.Ельцина) 3. Консолидация демократического режима (???) – пока не наступила Почему? 
- 
              
            Гипотеза: Консолидация как аналог «связности»А связность сама по себе не наступает! Необходимы институты – «связники», или иначе – посредники, медиаторы Между основными демократическими институтами В 90-е годы, занимаясь созданием основных институтов – мы об этом не знали и не думали 
- 
              
            Возможные виды институтов-медиаторов1. Между гражданами и властью – институт Омбудсмана, УПЧ, во Франции это – Медиатор Франции. В наших странах – еще и медиатор между исполнительной властью и гражданскими организациями. 
- 
              
            2. Между властью и общественными организациямиРазличные Общественные советы, общественные палаты, Общественно-консультативные советы и т.д. 3. Близкие к ним - экспертные советы, как медиаторы между органами власти и экспертным сообществом – и наукой 4. Фабрики мысли и центры публичной политики – как медиаторы между 
- 
              
            4. Фабрики мысли и центры публичной политикикак медиаторы между Академическим сообществом и органами власти Или – между академическим сообществом – и структурами гражданского общества 
- 
              
            
 - Властные структуры
- НКО
- Жители
- Научное и университетское сообщество
- СМИ
- УПЧ
- Общ.
- советы
- Фабрики
- мысли
- ЦПП
 
- 
              
            3. Общественные советы и общественные палаты
- 
              
            Два типа Общественных палатВариант 1. Инициативные, созданные «снизу», своеобразные «коалиции НКО» - для легитимного представления интересов. Вариант 2. Созданные «сверху», по примеру Общественной палаты РФ, формируемые «по согласованию» с главой региона 
- 
              
            Вариант 1 - инициативныеВариант 1.1. Полностью автономные, работающие на собственных ресурсах. В России редок. Такие коалиции если и создаются, то долго не живут Исключение – Пермская гражданская палата. Специфика региона. Несколько сильных организаций 
- 
              
            
 Вариант 1.2. Созданные по инициативе снизу, и «по самозаписи» но работающие «под крылом» либо региональной ассамблеи (Карелия, Нижегородская область) Либо власти Исполнительной (Новгородская область, Красноярский край) – характерно для 90-х – начала 00-х годов 
- 
              
            Вариант 2 – созданные «сверху»Вариант 2.1. ОС – как «консультативные советы» при органах власти, без претензий на представительство. Вариант 2.2. Общественная палата Палата РФ как имитация общественного участия (первая треть – по указу Президента РФ) 
- 
              
            Вариант 2.1. ОС – как «консультативные советы»- Право любых руководителей – получать консультации
- Советский опыт – Комиссии при Горкомах КПСС
- Опыт США – Общественные советы с правам принятия решения (С-Франциско)
 
- 
              
            Общественные советы и палаты (варианты)- Общественные организации, НКО
- Государство, исполнительная и иные власти
- Иниц. Коалиции и Палаты
- Палаты «при»,
- самозапись
- Общ. Палата
- РФ и ее аналоги
- Консульт. и общ. советы
 
- 
              
            История и эволюция Обществ. палат- 1990
- 2000
- 2010
- Конст.
- Сов,
- 1993
- Общ.
- Палаты
- При
- Пр.
- Общ.
- Пал.
- При
- Полп
- През.
- Общ.
- Пал.
- При
- ППП
- в ФО
- Общ.
- Палата
- РФ
- Общ.
- Пал.
- суб.
- РФ
- Комиссия
- По ПрЧел
- В Советах
- Комисс ПЧ
- При
- Презид
- УПЧ в РФ и в СРФ
- Комисс ПЧ в СРФ
- Совет по ГО и ПС
 
- 
              
            Россия 90-х годовКомиссия по правам человека при Президенте РФ Аналогичные комиссии при главах регионов Иногда – реальные «коммуникативные площадки» Трансформация – в: А. Институт Уполномоченного по правам человека (Саратовская обл.) 
- 
              
            Б. Совет при Президенте РФПо содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Э.Памфилова и М.Федотов) В СПб – Координационный совет по вопросам деятельности НКО при Правительстве СПб Реальное представление независимых и самостоятельных НКО 
- 
              
            Вариант 2.2. Общественная палата РФЗаявка на представительство всего гражданского общества, Но реально формируется сверху «Президентская треть» В СПб ранее был создан Общественный совет СПб, состав которого полностью определялся губернатором. А.С.Козырев как инициатор и второй председатель 
- 
              
            Создание копий ОП РФ в регионахСопротивление депутатов, В СПб так и не создана Худшие опасения не подтвердились Иногда – как реальная площадка для дискуссий с руководством Много имитации 
- 
              
            Плюрализм versus КорпоративизмДемократия совместима только с плюрализмом Корпоративизм ведет к автори- и тоталитаризму (Италия, Испания) Филипп Шмиттер – концепция неокорпоративизма 
- 
              
            Два варианта неокорпоративизмаГосударственнический неокорпоративизм и Либеральный неокорпоративизм Диссертация Анны Тарасенко (ЕУ в СПб) 
- 
              
            4. Административная реформа и участие гражданского общества- ЛИЧНАЯ ВЫГОДА
- ЧИНОВНИКИ
 
- 
              
            КОНЦЕПЦИЯадминистративной реформы в РФ в 2006–2008 годахОДОБРЕНА РаспоряжениемПравительстваРоссийской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р 
- 
              
            Задачи Административной реформы:- внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам;
- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
- оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти;
 
- 
              
            
 - повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
- формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
 
- 
              
            Одним из важных направлений реализации АР являетсяРазвитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, в мониторинге мероприятий административной реформы; 
- 
              
            12 сентября 2005 года в Центре Стратегических РазработокСостоялся круглый стол «Возможности и перспективы неправительственного мониторинга эффективности государственного управления и хода реформ государственного управления». В нем приняли участие более 50 человек Политиков, ученых, лидеров НКО 
- 
              
            Ведущий – М.Э.Дмитриев, научный руководитель ЦСР
- 
              
            Участники дискуссии 12 сентября
- 
              
            В ходе этого круглого столаЗвучали вопросы: «А насколько вообще возможен общественный мониторинг такого сложного процесса, как административная реформа»? Другие участники отвечали «А мы уже давно и практически занимаемся общественным мониторингом различных аспектов деятельности власти» 
- 
              
            Действительно, сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация:Одни уже давно осуществляют такой мониторинг А другие (достаточно серьезные эксперты) об этом и не подозревают Но прежде чем попытаться ее объяснить Попробуем определить, что такое «Общественный мониторинг» И какие его виды ведутся в России сегодня 
- 
              
            
 В 2006 силами Совета при Президенте РФ, Общественной палаты и Правительственной комиссии по АР Было начато создание Объединенная рабочая группа по участию гражданского общества в административной реформе Сопредседатели – Я.И.Кузьминов, А.Н.Шохин, А.А.Аузан В состав группы вошли представители Опоры России, Деловой /России, Ассоциации потребителей, правозащитников, Центры публичной политики 
- 
              
            
 Проблема: ни власть, ни гражданские организации в настоящее время не очень готовы к совместной работе по решению общественных проблем: - не сформирована положительная мотивация к совместной работе; - обе стороны не владеют знаниями и технологиями организации и осуществления эффективного взаимодействия; - отсутствуют кадры во власти и в гражданском обществе, способные организовать эффективный диалог. 
- 
              
            Возможные задачи ОРГ:Задача 1. Помочь формированию сообщества специалистов, занимающихся проблематикой привлечения гражданских институтов к управлению обществом. Задача 2. Принять непосредственное участие в процессах регламентации деятельности органов государственной власти, в выработке стандартов качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. 
- 
              
            
 Задача 3. Разработать методические рекомендации и модельные правовые акты для реализации -форм участия населения в осуществлении государственного управления и местного самоуправления, установленных федеральным законодательством; -форм участия населения и гражданских организаций в стратегическом планировании муниципальных образований и регионов. 
- 
              
            Возможные направления деятельности ОРГобщественная экспертиза и обсуждение проектов разрабатываемых в ходе административной реформы регламентов и стандартов; предложение списка стандартов качества, доступности государственных и муниципальных услуг, а также стандартов обслуживания; антикоррупционная экспертиза разрабатываемых в ходе административной реформы нормативных актов, предложение модельной программы антикоррупционной деятельности 
- 
              
            
 предложение методических рекомендаций по конкретным формам взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества (общественные слушания, консультативные советы и т.д.); проведение мониторинга хода административной реформы на региональном и местном уровнях. 
- 
              
            По ситуации в регионах- инициирование включения в состав Комиссий по административной реформе субъектов РФ представителей гражданского общества и экспертного сообщества; - активизация сотрудничества с уже сформированными Комиссиями. 
- 
              
            Первое официальное заседание ОРГ- Состоялось в Москве 26 апреля 2007 г.
- В повестку дня входит обсуждение регламентов деятельности МВД
- И ход реформы в регионах России
 
- 
              
            Открытие заседания
- 
              
            Состав ОРГА.В. Аузан - президент Ассоциации Независимых центров экономического анализа (сопредседатель) Я.И.Кузьминов - ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (сопредседатель) А.Н.Шохин - президент Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (сопредседатель) В.Л.Вуколов - директор Департамента государственного управления и местного самоуправления Правительства Российской Федерации (сопредседатель) 
- 
              
            
 Т.О.Алексеева - президент Кузбасской торгово-промышленной палаты М.Ю.Бажаев - президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений» С.Р.Борисов - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» В.М.Гефтер - генеральный директор НКО «Институт прав человека» 
- 
              
            
 С.И.Забелин - сопредседатель Социально-экологического Союза России Ю.И.Зельников - уполномоченный по правам человека в Калужской области О.В.Зыков - президент Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» В.Л.Корочкин - вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» 
- 
              
            
 В.В.Климов - директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» И.В.Котелевская - руководитель Департамента по связям с органами государственной власти Российского союза промышленников и предпринимателей Д.В.Крылова - исполнительный директор и член Президиума НП «Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА» Е.П.Малицкая - президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив Всего - 30 чел 
- 
              
            Участники заседания
- 
              
            5. Фабрики мысли и Центры публичной политики
- 
              
            Обращаясь снова к публичной политикеРассмотрим деятельность Центров публичной политики, под которыми мы понимаем - «Фабрики мысли», действующие достаточно самостоятельно,
- При поддержке различных фондов
- И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества
 
- 
              
            Функции Центров публичной политики (и Фабрик мысли):- Исследовательская
- Образовательная
- Креативная
- Медиаторская (Коммуникативная)
- Внедренческая
- И все эти функции связаны с выявлением или влиянием на Общественное мнение
 
- 
              
            Определим Фабрики мысли какОбъединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки, Которые предусматривают их использование в общественной практике. В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики, Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий. 
- 
              
            Еще одно определение Фабрик мысли:Это – исследовательские организации в области политики (полиси), имеющие существенную автономию от правительства и групп интересов, частных фирм и политических партий. При этом понимается относительность этой автономии. 
- 
              
            Как правило, такие структуры действуют- По контракту с властными структурами
- Либо с бизнес-структурами
- Иногда они ассоциированы с политическими партиями
- А иногда – с крупными СМИ или медиа-концернами
 
- 
              
            Однако существуют и Фабрики мыслиДействующие достаточно самостоятельно, При поддержке различных фондов И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества Именно такие структуры мы и называем Центрами публичной политики 
- 
              
            Андрей Макарычев (Н.Новгород):Сегодня в России возникает различие между мозговыми центрами или «техническими» экспертными организациями и Центрами публичной политики, деятельность которых базируется на некоей общественно значимой метаидее. 
- 
              
            Центры публичной политики и Фабрики МыслиМогут внести значительный вклад в управление публичной политикой и, таким образом, сыграть важную роль в формировании Открытого общества Они имеют возможность предоставить ответственным лицам, принимающим решения, независимую оценку по вопросам, которые влияют не только на судьбу отдельно взятой страны, но и общества в целом 
- 
              
            Роли ФМ, как структур Гр. Об-ва:Играть роль медиатора между правительством и обществом Идентифицировать, артикулировать и оценивать текущие или возникающие темы, проблемы или предложения Трансформировать идеи и проблемы в конкретные задачи политики Выполнять роль информированного и независимого голоса в дебатах по поводу конкретных политик Обеспечивать конструктивный форум для обмена идеями и информацией между ключевыми стэйкхолдерами в процессе формулирования политики. 
- 
              
            Одной из причин существенных успехов стран Восточной ЕвропыВ развитии демократических практик и публичной политик во всех смыслах Было наличие в 60-70 годы групп интеллектуалов, которые всерьез думали о конкретных путях и способах перехода их стран от авторитаризма к демократии Такие группы полностью отсутствовали в СССР Даже правозащитники не верили в возможность краха коммунистического режима 
- 
              
            Сейчас условия для подобного анализа у нас в странеСущественно лучше, чем в СССР или даже в странах Восточной Европы при советском режиме И такой анализ также мог бы быть предметом деятельности Центров публичной политики И прежде всего было бы крайне важным проделать «Работу над ошибками», то есть выявить наши собственные сбои в реализации демократических реформ, А не только винить во всем «выходцев из спецслужб и силовых структур» 
- 
              
            Итак направлением деятельности ЦПП могли бы быть:Анализ пройденных этапов развития публичной политики в нашей стране или в своем регионе Разработка технологий и методов публичной политики для сегодняшнего дня Прогнозирование ситуации, а также предложение оптимальных вариантов действия при реализации различных сценариев развития событий в Российской политике 
- 
              
            Функции Центров публичной политики:- Исследовательская
- Образовательная
- Креативная
- Медиаторская (Коммуникативная)
- Внедренческая
- «Обеспечивающие функции»
 
- 
              
            Представленность этих функций у различных ФМ, АЦ и ЦПП – различна.- Университеты – исследовательская и аналитическая функции
- Лоббистские фирмы – внедренческая
- Фабрики мысли – НЕ Центры публичной политики – исследовательская, креативная, внедренческая
- Для ЦПП – критично наличие коммуникативной, и иногда - образовательной функции.
 
- 
              
            Например:Фонд ИНДЕМ: Исследовательская, креативная, внедренческая. Постепенно – коммуникативная Леонтьевский Центр – Также 4 функции, + коммуникативная Московская Школа Политических Исследований – в основном образовательная + коммуникативная 
- 
              
            Фонд ИНДЕМ
- 
              
            Центр ИНТЕРЛИГАЛ
- 
              
            Экспертный институт
- 
              
            СПб центр СТРАТЕГИЯ
- 
              
            6. Проект СПб и Нижегородского филиалов НИУ ВШЭ
- 
              
            Осенью 2010 г. Научный фонд НИУ-ВШЭВ рамках конкурса «Учитель-ученики» поддержал проект Сравнительный анализ взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в процессе становления и развития публичной сферы двух регионов (Санкт-Петербург и Нижегородская область): институты, процессы и инновационные модели. 
- 
              
            Состав творческого коллективаПо два преподавателя и по три студента с каждой стороны От СПб – студентка магистратуры Л.А.Петрова и студенты 4 курса бакалавриата Я.В.Лопатина С.С.Шаповалов 
- 
              
            
 . 
- 
              
            
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.