Содержание
-
Ранний детский аутизм
Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом
-
Понятие аутизм
- Впервыев ведено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений»:
- уход от действительной жизни в мир внутренних переживаний,
- сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли.
- В.П. Осипов рассматривал аутизм как "разобщенность больных с внешним миром".
- В. А. Гиляровский говорил об аутизме как "своеобразном нарушении сознания самого "Я" и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему", при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального.
- 40-е годы аутизм – клинический синдром с характерным нарушением развития психики, основной чертой которого является психическое одиночество, которое игнорирует все, что происходит извне.( Л. Каннер )
-
Критерии выраженных форм РДА
- глубокие нарушения в социальном развитии
- задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем
- стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверх пристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды
- появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время - появление первых симптомов до 48 месяцев.
-
Классификация РДА
- К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:
- 1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего
- 2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего
- 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего
- 4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим
-
Коррекционная помощь
Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям с РДА В. М. Башина.ДВА НАПРАВЛЕНИЯЛечебная помощьФармакотерапия направленана купирование психопатологическихпроявлений болезни,вегето - сосудистой ивегето - висцеральной дистонии,на активизацию ребенка, наослабление психического напряжения.Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
-
Программы для обучения детей с РДА
Цель педагогических программ - обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве; любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
-
- Логопедическая работа
- Определение речевой патологии,
- Развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха, постановка звуков, их автоматизация,
- Дыхательные, голосовые упражнения,
- Расширение словарного запаса,
- Развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям,
- Работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа,"проигрывания", драматизации разных тем,
- Воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.
- Психологическая коррекция
- Вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности,
- Формирование произвольной, волевой регуляции поведения. ( игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание).
- Коррекция поведения ребенка, снижение тревожности, страха,
- Укрепление взаимоотношений в семье, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком,обучение приемам работы с ним.
-
- Учителю необходимо учитывать: особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий.
- Для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможностиорганизации диалога.
-
- Большое значение в коррекционной работе имеет:
- - пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе.
- создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
- необходима помощь в организации себя во времени
- среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должнаиметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов.
- обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями).
- важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы.
- для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и
- т. д.
-
Коррекционная работа
- Широко используются различные пальчиковые игры, игра в "волшебный мешочек", нанизывания бус, манипуляции с мелкими предметами.
- Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке.
- Пересыпая горох, можно имитировать падение капель, сопровождая действие несложным вербальным сопровождением.
- Очень полезны действия с пластилином, при этом следует обращать внимание, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась какая - либо поделка.
- Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Далее проводятся различные игры с бумагой, изготавливаются поделки.
-
Методики коррекционной работы
- ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
- ХОЛДИНГ ТЕРАПИЯ – «ФОРСИРОВАННАЯ ПОДДЕРЖКА»
-
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия
- цель музыкального воздействия - создание отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.
- Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.
-
- Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.
- С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.
- Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
-
Холдинг терапия - "форсированная поддержка"
- как метод была впервые предложена М. Welch (1983). Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме.
-
- Назначение холдинг терапии - пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает также большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует удовольствие от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление.
- Несомненно, совместный опыт матери и ребенка, приобретаемый в процессе таких занятий, формирует возрастающее чувство взаимной привязанности и, как результат, закрепляет коррекционное воздействие наребенка. Холдинг- терапия вызывает множество споров среди специалистов и на данный момент не оценивается однозначно. Педагоги – исследователи отмечают, что холдинг-терапия, проводимая согласно всем правилам и подкрепляемая другими формами работы (предлагаемыми В.М. Башиной), действительно дает очень хорошие результаты.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.