Содержание
-
Развитие науки 18 – 19 вв.
-
План:
- Основные тенденции развития науки
- I – II научные революции
- Образование первых академий
- Новые открытия в науке
- физика
- химия
- биология
- математика
- география
- медицина
- астрономия
5.. Вывод
-
- Любая наука, развивается или эволюционирует;
- Развитие циклично - периоды подъемов и периоды спадов
-
Основные тенденции развития науки:
- Новые черты
- Ускорение темпов научных исследований
- Расширение их масштабов
- Научная деятельность становится профессией
- Предшествующие исторические эпохи
- Социальные потребности
- Диалектика производственных отношений
-
и преобразования природы
- Новое время
- "служанка богословия"
- Средние века
- могучий инструмент познания
-
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ
Наука – особый социальный институт.
НАУКА
- Расширение
- производства
- Экономическая мощь
- Рост военного потенциала
- Развитие техники
-
Образование первых академий:
- Лондонское Королевское Общество
- Королевская Академия наук
- Швейцарская Королевская Академия
- Парижская и Гринвичская обсерватории – первые в мире.
- Появление энциклопедий – вокруг них широкий круг прогрессивных ученых = мировоззренческий синтез, «революция в умах»
- Наука перестала быть делом одиночек,
- появляется традиции научных съездов, конференций.
- Особенно после революций в 1848-1849 гг.
- Стремительный рост научных журналов и изданий.
- Традиция всемирных выставок (Лондон – 1851 г.)
-
Первая научная революция II пол. 17 век
- Естественнонаучная, материалистическая картина мира
- Рост ДОСТОВЕРНОСТИ знаний
- Рост ТОЧНОСТИ знаний
- Математическая ОБОСНОВАННОСТЬ знаний
- Образование НАУЧНЫХ обществ, АКАДЕМИЙ, ИНСТИТУТОВ
-
- Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке
- Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов
- Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой
- Возникает идея развития (биология, геология)
- Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах
- Начало возникновения парадигмы неклассической науки Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности
- Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»
- Вторая научная революция кон.18 – перв. пол. 19 в.
-
ФИЗИКА
-
Наследство учений Ньютона 17 века
Исследование законов теплоты – одна из центральных тем физики ХVIII века.
Термометрия, калориметрия, плавление, испарение, горение - оформляются в самостоятельные области физической науки. Зарождается фотометрия; начинается изучение люминесценции, ставится вопрос о влиянии движения источников света и приемников, регистрирующих световые сигналы, на оптические явления. Частично прояснилась природа электричества.
Зарождается и электротехника, изучающая закономерности применения электричества в технике. складываются основы волновой оптики, теории дифракции, интерференции и поляризации. вопросы интерференции, дифракции и поляризации света
18 век 19 век
-
- Лейбниц Г. – создание анализа бесконечно малых величин
- Паскаль Блез – доказал роль атмосферного давления поддержании столба жидкости в барометре, теорема проективной геометрии, теории чисел и электростатики, первый арифмометр.
- Сади Карно – закономерности обратного перехода теплоты в работу двигателя, один из принципов термодинамики.
- Майер Р. , Джоуль Дж., Гельмгольд Г. – закон сохранения и превращения энергии.
- Гильберт У. – начал изучать электричество.
Ученые и исследователи:
-
ХИМИЯ
-
- Превращение химии в общую теорию.
- Центральная проблема химии ХVIII века - проблема горения.
- Развитие атомно-молекулярного учения.
- Выработана новая теория происхождения Земли (Ж.Бюффон).
- Образование школы вулканистов.
- В 19 веке активно развивается синтетическая органическая химия.
-
Ученые и исследователи:
- Бойль Р. – сформулировал достаточно точно определение химического элемента, положил начало количественного изучения вещества.
- Дальтон Д. – идея, что атомы – частицы, составляющие вещество.
- Пристли Дж. – открытие в 1774 г. кислорода.
- Лавуазье А. – принцип сохранения вещества.
- Ю. фон Либих, Пастер Л. – вывод о существовании специальных структур.
-
БИОЛОГИЯ
-
- Оформляется в самостоятельную науку, выделяются основные отрасли науки – ботаника, зоология, биография, экология, этология.
- Началось сближение представлений о живой и неживой природе.
- Развивается учение об эволюции.
- Оформляется новая биологическая картина мира (клеточная и эволюционная теории).
- Открытие фотосинтеза.
- Опыты, опровергающие господствовавшую до кон. 18 века в биологии идею возможности самозарождения организмов.
- Основы генетики.
- Успехи биологии связаны с развитием географии, экспедиций и наук о Земле
-
География
-
Географические открытия 16-17 вв.
- 18-19 век – ЭПОХА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
- Исследованы острова Тихого океана.
- Выделение географии как отдельной отрасли теоретической науки.
- Организация экспедиций в малоизученные территории.
- География 18-19 века не ограничивалась описанием фактов, а пыталась дать им объяснения.
- Проводятся прикладные географические исследования.
- Создаются научно-географические общества.
-
Математика
-
18 век– век математического анализа
- Главный метод познания природы – решение и составление дифференциальных уравнений.
- Начало построения общей теории потенциала.
- Возникают вариационные принципы.
- Стремительно развивается линейная алгебра.
19 век
- Объектом математического исследования становятся нечисловые объекты (события, множества).
- Развивается математическая логика.
- Тесно переплетается роль математики и экономики.
- Появляются первые математические общества (Лондонское, Американское, Французское)
-
Медицина
-
- В XVIII в. - стремление распределить все болезни по разрядам, классам и видам .
- Врачи, администраторы, частные лица соединяли свои усилия с целью улучшить общественное здоровье.
- Произведены улучшения в больницах и тюрьмах.
- Анатомия стала окончательно сложившейся наукой
- Физиология обогатилась множеством неожиданных открытий .
- Фармакология обособилась в отдельную науку .
-
Нововведения медицине.
- Распространилось применение хины при лихорадках
- Против оспы предложено оспопрививание
- Многие средства были испробованы на животных и затем нашли применение при болезнях человека.
- Пинель изменил обращение с душевнобольными и изгнал из употребления все варварские приемы: цепи, телесные наказания
- Происходили исследования отдельных частей мозга
- Начались изучения механизма органов чувств
- Распространилось тщательное изучение кровообращения, дыхания
- В хирургии произошёл благодетельный переворот, благодаря которому лечение ран идет особенно успешно, а многие операции, которые прежде давали неблагоприятные результаты, сделались применимы с надеждой на успех.
-
Астрономия
-
Начали появляться первые космогонические гипотезы.
- Уильям Уистонпредположил, что Земля первоначально была кометой, которая столкнулась с другой кометой, после чего Земля стала вращаться вокруг оси, и на ней появилась жизнь .
- Жорж Бюффон тоже привлёк комету, но в его модели (1749) комета упала на Солнце и вышибла оттуда струю вещества, из которого и образовались планеты.
- 1755: философ Иммануил Кант публикует первую теорию естественной космогонической эволюции (без катастроф). Звезды и планеты, по гипотезе Канта, образуются из скоплений диффузной материи: в центре, где материи больше, возникает хвезда, а на окраинах — планеты.
- Математическую основу гипотезы позже разработал Лаплас.
-
В начале XIX века стало ясно, что метеоритное вещество имеет космическое происхождение, а не атмосферное или вулканическое, как думали раньше. Были зарегистрированы и классифицированы регулярные метеорные потоки. В 1834 г. Берцелиус обнаруживает в метеорите первый неземной минерал — троилит (FeS). К концу 1830-х годов метеорная астрономия сформировалась как самостоятельная область науки о космосе.
Кроме мелких метеоров, в Космосе обнаружились относительно крупные астероиды -Церера (1801, Пьяцци) ,Палладу (1802) и Весту (1807). Юнона, был обнаружен К. Хардингом (Германия) в 1804 году.
- 1834: Выдающийся немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель доказывает отсутствие атмосферы на Луне (нет рефракции у края лунного диска).
- 1839—1840: в астрономии начинает применяться фотография (Дагерр и Араго получили снимки Луны).
- 1846: величайшим триумфом ньютоновой механики стало открытие «на кончике пера» восьмой планеты — Нептуна. Честь открытия разделили кембриджский математик Адамс, французский астроном Леверье и наблюдатель — берлинский астроном Галле. Планета была обнаружена всего в 52' от указанного расчётами места. Почти немедленно У. Лассел (Англия) открывает и спутник Нептуна — Тритон
- 1898: У. Г. Пикеринг открывает Фебу, спутник Сатурна, и его удивительную особенность — обратное вращение по отношению к своей планете.
-
Все открытия, пришедшиеся на периоды научных революций,
коренным образом изменили взгляды людей на окружающий их мир.
История науки прошла 3 долгих этапа в своей истории
- доклассический,
- классический;
- неклассический
Создание научной картины мира:
- накопленные к 18-19 веку знания
- мировоззренческие результаты науки широко использовались
- идеологами поднимающейся буржуазии
- перед наукой ставились практические задачи, особенно
- в эпоху промышленного переворота
- наука стала превращаться в непосредственную производительную
- силу общества
- подготовили основу для дальнейшего развития науки
Вывод:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.