Содержание
-
Социальная подструктура личности. Направленность личности.
-
План
Социальная подструктура личности.
- Психологические аспекты социализации личности.
- Основные социальные процессы и поведение человека.
- Жизненный путь личности.
Направленность личности
- Понятие потребности.
- Мотивы поведения.
- Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение.
- Я-концепция личности.
- Психологические защиты.
-
Социализация личности
Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Фазы социализации:
- адаптация (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения);
- индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности),
- интеграция (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития).
-
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут возникнуть конформизм, неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность и даже серьезные формы личностной деформации.
В целом примерно
- До 3-х лет характерно доминирование процесса адаптации.
- Для эпохи отрочества (10—14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации.
- Для эпохи юности (15—18 лет) характерно доминирование процесса интеграции.
-
Социализация и индивидуализация
- Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.
- Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность.
- Социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация). Эти линии развития должны быть уравновешены.
-
- Издержки социализации: «потеря себя», утрата собственной индивидуальной неповторимости, ощущение проживания жизни как «мне не принадлежащей», отчуждение человека от своей сущности, утрата своего интимного мира.
- Издержки индивидуализации: одиночество, чувство отвергнутости и непонятости.
-
Механизмы социализации
- Имитация – отражение мимических и пантомимических движений, воспроизведение предречевых и речевых вокализаций.
- Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.
-
Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами.
Условия копирования:
- неоднократная демонстрация модели (образца);
- обозначение модели (образца) речевой меткой;
- предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом;
- эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).
Появляется во второй половине младенческого возраста.
-
Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере.В большей мере осознанное поведение, сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я.
Категории подражания:
- инстинктивное подражание возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);
- имитационное подражание как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта появляется у ребенка в раннем возрасте.
-
Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.
Охватывает три пересекающиеся области психической реальности:
- объединение субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, некритическое и целостное включение в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;
- это восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т. е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;
- это постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружении и перенесении индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать "чужие" личностные смыслы и опыт.
Появляется в раннем дошкольном возрасте, однако, используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.
-
Основные социальные процессы и поведение человека
Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
Условия проявления:
- Уровень владения деятельностью ;
- характер выполняемых задач (простые или сложные);
- присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.
- зависимость от пола (у мужчин проявляется в большей степени),
- возраста (молодежь более подвержена данному эффекту),
- психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта,
- от отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается).
Социальная ингибиция, предполагает уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека (когда человек владеет деятельностью на недостаточно высоком уровне).
-
Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.
Задачи социального контроля:
- достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид;
- обеспечение позитивного развития данной системы.
Применяется к индивидам, чье поведение не отвечает групповым нормам.Характер санкций, адекватность их использования определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.
-
Факторы приобретения личностного опыта:
- Наблюдение соответствующего способа действий (образец).
- Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах имитации, копирования, подражания или идентификации ребенка образцу.
-
Социальное подкрепление.Подкрепление - любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию.
Формы подкрепления:
- Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
- Отрицательное подкрепление - это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
-
Разновидности подкрепления:
- если вслед за реакцией следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то результатом будет положительное поощрение
- если за реакцией следует не вызывающее приятных ощущений и переживаний подкрепляющее средство, то результатом будет положительное наказание.
- если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение.
- если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.
-
Стадии социализации
- дотрудовая,
- трудовая и
- послетрудовая
-
Асоциальное поведение
- Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности.
- Различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.
-
Просоциальное поведение
- Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение.
- Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. Огромное воздействие оказывают родители, братья и сестры.
- Пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли (увидеть вещи с точки зрения другого человека), индукция (взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения)
-
Жизненный путь личности
- Жизненный путь личности- жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим , более совершенным формам , к лучшим проявлениям человеческой психики.
- Жизненная позиция - способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.
-
Психосексуальная теория развития (З.Фрейд)
На каждой стадии развития существует чувствительный участок тела, связанный с получением удовольствия(эрогенная зона). Главным фактором развития является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной зоны к другой в течение жизни человека. Фиксация – остановка в развитии.
Стадии развития:
- Оральная (0-18 мес.) Закладываются основные установки зависимости-независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно формируется Я.
- Анальная (18 мес.-3 года). Формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я.
- Фаллическая (3-6 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Разделение Я и Сверх-Я.
- Латентный период (6-7 лет – подр. возраст). Подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх-Я.
- Генитальная стадия (от зрелости до смерти). Окончательное формирование структуры личности. Генитальный характер – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек.
-
Периодизация жизненных циклов Э.Эриксона
-
Самоактуализирующаяся личность
Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность – здоровая, гармоничная личность, которая стремится к самоактуализации
Особенности самоактуализирующихся личностей:
- Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней
- Принятие других и себя
- Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на решение проблемы
- Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений
- Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям, искреннее желание помочь
- Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым переживаниям («детскость» восприятия)
- Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза
- Спонтанность, естественность поведения
- Глубокие межличностные отношения
-
Направленность личности
Направленность - это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.
-
Направленность личности. Понятие потребности.
-
- Установка - готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
- Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.
- Желание - состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
- Склонность - специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.
- Убеждение - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.
-
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой
Функции Я-концепции:
- способствует достижению внутренней согласованности личности
- определяет интерпретацию приобретенного опыта
- определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти
-
Структура Я-концепции
- физическое Я (осознание своей внешности)
- социально-психологическое Я ( осознание социально-психологических характеристик)
- когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств)
- морально-этическое Я (осознание своих поступков с точки зрения справедливости-несправедливости)
- духовно-творческое Я ( осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)
-
под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности
Общие черты:
- бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту;
- всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.
-
Виды психологической защиты
- Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации («избавься от этого»)
- Отрицание – отказ принять трагическое или неприятное событие, которое уже произошло («этого не может быть»)
- Проекция– бессознательный перенос на другое лицо, приписывание чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость («перенеси это на другого»)
-
- Замещение – действие, направленное на объект, вызвано другим, недоступным объектом («не это, так другое»)
- Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное («обрати это в противоположное»)
- Регрессия– возврат к более примитивным формам поведения и мышления («веди себя как ребёнок»)
- Рационализация– псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения («переосмысли это»)
-
- Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности - творчество, социальные контакты («трансформируй это»)
- Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов («не чувствуй этого»)
- Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя («будь, как это, чтобы не потерять его»)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.