Презентация на тему "Социология культуры"

Презентация: Социология культуры
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Социология культуры" по обществознанию, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.09 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по обществознанию

Содержание

  • Презентация: Социология культуры
    Слайд 1

    Социология культуры

  • Слайд 2

    Культура

    («cultura» др. Рим - возделывание земли, воспитание, образование) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Используется для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни(культуре,политике)

  • Слайд 3

    Субкультура

    - часть культуры, присущая определенным социальным группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Например: Язык принимает форму жаргона.

  • Слайд 4

    Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

  • Слайд 5

    Феномен культуры рассматривается:

    предметно, рассматривает культуру как статичное образование; ценностная, уделяет большое внимание творческому началу; деятельностная, вводит в динамику культуры; символическая, утверждает, что культура состоит из символов; игровая: культура – игра, где принято играть по своим правилам; текстовая, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов; коммуникативная, рассматривает культуру как средство передачи информации.

  • Слайд 6

    Теоретические подходы в исследовании культуры

    Функционализм (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун) Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. С этого состояния оценивается функциональность элементов культуры.

  • Слайд 7

    Символизм (Т. Парсонс, К. Гирц) Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) Адаптивно-деятельностный подход (Э. Маркарян) Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

  • Слайд 8

    Элементы культуры

    Язык - рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые; естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: терминальные (ценности цели); инструментальные (ценности средства)

  • Слайд 9

    В систему ценностей субъекта входят: смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни; универсальные ценности: витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.); межличностного общения (честность, сострадание и др.); демократические (свобода слова, суверенитет и др.); партикулярные ценности (частные): привязанность к малой родине, семье; фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

  • Слайд 10

    Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Виды норм: формализованные правила (все, что официально записано); правила морали (связаны с представлениями людей); образцы поведения (мода) Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.

  • Слайд 11

    Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Структура убеждения: определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

  • Слайд 12

    Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и являются неписаными правила поведения. Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

  • Слайд 13

    Функции культуры

    Коммуникативная - накопление и трансляциея социального опыта (в том числе межпоколенческого), дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Интегрирующая - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

  • Слайд 14

    Культурные универсалии- общие черты, свойственные всем культурам

    совместный труд спорт образование наличие ритуалов системы родства правила взаимодействия полов язык Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры.

  • Слайд 15

    Виды культур по признакам:

    по субъекту (носителю культуры) - на общественную, национальную, классовую, групповую, личную по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную) по характеру – на религиозную и светскую.

  • Слайд 16

    по генезису – на народную (создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни) и элитарную (ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию) по видам – на материальную (включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и др., которые постоянно изменяются и используются людьми) и духовную (включает духовную деятельность и ее продукты, объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию)

  • Слайд 17

    Массовая культура - кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Предпосылки возникновение массовой культуры: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

  • Слайд 18

    Процессы изменений в культуре

    1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков) развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление) планомерное развитие

  • Слайд 19

    2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами. Заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

  • Слайд 20

    Понятия «духовная жизнь общества» и «культура», соотношение понятий. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Структура и функционирование социальных институтов культуры и их воздействие на общественное развитие. Ценности культуры и социализация личности. Изменение характера и содержание развития духовной культуры под влиянием НТП. Этнокультура; городская и сельская культура; культура классов и различных социальных групп. Массовое и элитарное в культуре. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социальных общностях, группах, коллективах, семье. Роль культуры в жизнедеятельности личности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке