Содержание
-
Урок 9
«Свобода и моральный выбор человека» Основы светской этики
Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ Лупашко А.Н. – МОУ Краснозерская ООШ
-
Свобода и моральный выбор человека
Я жить хочу, хочу свободы!Я равен вам, я – человек.
А.Добролюбов
-
Аннотация
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.
Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.
В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы.
-
ЦЕЛИ УРОКА
1. Образовательные:
- Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»
- Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
2. Развивающая:
- Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.
3. Воспитательная:
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.
-
Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка Место
проведения урока:классная комната
-
План занятия:1. Орг. момент.2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы
учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода.Обсуждение . Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог
-
Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
-
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?
-
Какие слова вы представляете, когда слышите словосвобода?Напишите их.
Работа над новым материалом
-
- Проверка и дополнение
- выбор
- уважение
- каникулы
- птицы
- небо
- простор
- ветер
- свобода
- жизнь
- счастье
-
Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю
Работа в группах
-
- Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
- Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
- Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь Ожегова
- Свобода -способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь
-
Творческая пятиминутка
- свобода
- мораль
Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова.
-
Работа в группах Обсуждение
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
-
-
Работа с притчей
-
Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?
-
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.
-
Вопросы по тексту восточной притчи:
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
- Какой путь выбрали бы вы, ребята?
?
-
Вывод
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
-
Работа по учебнику
Чтение статьи на странице 22-23
Найти ответы на вопросы.
Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт?
-
Мой выбор Ситуация 1.Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты
поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.Обсуждение ответов.
-
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке.
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги.
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти. Незнаетэтадевочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
-
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто попути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу, девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
Испрашивает: «Твой?»
Как поступит мальчик?
-
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
Твое? Скажи, твое?
Мое, - сказала девочка, -Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
-
1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?2.В какой сказке
«хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
Вопросы по сказкам
-
-Что такое свобода?
-Как связана свобода с моральным выбором?
-Что влияет на выбор?
-Всегда ли у человека есть выбор?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Итоговая беседа:
-
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С.Пушкин
-
Домашнее задание
- Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
- В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка?
- Как она поступила?
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
-
Ссылки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.