Содержание
-
ФГАОУ ВПОЮжный Федеральный Университет Факультет Социологии и политологии
Тема: «Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе.» «Дерево целей.» Дисциплина: Технология социальной работы Выполнил: студент 1курса, отделения ОЗО группа 1.1 специальность: Социальная работа Захарова А. Н. Преподаватель: кандидат наук, доцент Фурдей С. Г. 2013г.
-
Технология социальной работы - это процесс последовательных, целеполагающих субъектно-субъектных отношений и действий, в ходе которого происходит объективация способностей человека и создаются условия для формирования его потребности к активному социальному функционированию. Технологии социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.
-
Технология социальной работы как процесс включает: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы. Необходимо отметить, что в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема.Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания.
-
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
-
Основные этапы целеполагания:
Диагностика процесса, анализ результатов предыдущей деятельности Предварительная формулировка цели Сбор всей информации, анализ соответствия выбранной цели принципам целеполагания Уточнение цели, формулирование задач Выбор способов достижения цели, планирование деятельности Реализация задач Постоянная сверка достигнутых результатов поставленным целям.
-
Целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:
— выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель — средства достижения — результат конкретного вида деятельности»; — предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
-
Целеполаганиеобусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь введу следующее:
— цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;— цель должна быть ясной и достижимой;— основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.
-
Основные этапы формулирования цели:
— выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;— определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;— ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.
-
Ц Е Л Ь абстрактная тактическая конкретная стратегическая индивидуальная групповая общественная поставленная субъектом деятельности заданная извне
-
Конкретная цель — это идеальный образ продукта непосредственной деятельности. Абстрактная цель — это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность. Стратегические и тактическиецели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть. Цель, которую ставит субъект действия, вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело. Цель, заданную извне, можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.
-
Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность. Такая деятельность возможна, когда субъекты целеполагания, а ими могут быть специалисты социальной работы различного уровня:а) умеют анализировать ситуацию;б) знают правовое пространство деятельности по решению реальной проблемы;в) имеют опыт практической работы.
-
Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
-
Дерево целей - это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей социально-экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней. Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня — функциями.
-
Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент, используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Ч. Черчмен Р. Акофф
-
Основные принципы постановки целей и формирования дерева целей:
1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями ее достижения. При возникновении всякой потребности естественным является стремление к ее решению. Для определения целей необходимо знание потребностей и анализ возможностей удовлетворения этих потребностей. Цель всегда должна быть реальной. 2. Цель должна быть конкретной и конечной для исполнителей, иметь помимо формулировки количественное выражение или иметь соответствующий критерий ее достижения, задаваться на определенный период времени. 3. Постановка цели осуществляется в несколько этапов. Сначала цель ставится в соответствии с назревшими или прогнозируемыми потребностями. Затем изыскиваются ресурсы для ее достижения. Наконец, выявив все ресурсы, которые можно привлечь, уточняют цель и период ее достижения. Постановка цели идет по схеме: цель - средство ее достижения - цель.
-
4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних, т.е. цели систем низшего уровня в совокупности образуют цель системы вышестоящего уровня. Таким образом, цель объединения может быть достигнута, если образующие ее подцели достигаются подразделениями объединения. 5. Между деревом объектов управления и деревом целей желательно достижение как можно большего соответствия. Структура системы целей должна соответствовать структуре производственной системы (объекта управления), тогда каждая цель достигается определенным подразделением. В этом случае повышается целенаправленность деятельности каждого элемента производственной системы. 6. Построение дерева целей может вестись декомпозицией (расчленением) цели нулевого уровня (главной цели) на основные и частные или композицией целей высших уровней из целей низших уровней. Всегда существуют несколько вариантов интеграции и дифференциации целей. Предпочтительным является вариант, который в наибольшей степени соответствует дереву объектов управления.
-
Пример дерева целей
-
Источники информации
http://ru.wikipedia.org/wiki/Целеполагание http://uchebniki.ws http://allendy.ru/teoria-org/351-sushnost-dereva-celey.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.