Содержание
-
Возраст и становление личности
Цель: ознакомиться с периодами развития личности, процессом становления личности.
-
Вспомним
- Какие признаки характеризуют понятие «личность»?
- В чем проявляется зрелость личности?
- Как соотносятся понятия «индивид» и «индивидуальность»?
- Из каких элементов состоит структура личности?
-
Возраст
- определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст — два разных, несовпадающих понятия. Л. С. Выготский (1832—1920 гг.)
- Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Джорджоне. Три возраста человека. 1500—1510. Палаццо Питти. Флоренция
-
Периодизация развития личности
- Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
- Критерием периодизации психического развития является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития личности.
-
1 модель
- Концепция периодизации возрастного развития, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности:
- 1 группа состоит из тех видов деятельности, внутри которых в системе «ребенок — общественный взрослый» (условно тот взрослый, который помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности) происходит усвоение способов, мотивов и норм отношений между людьми.
- Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в системе «ребенок — общественный предмет» (в этом случае имеются в виду те предметы, которые окружают человека в его жизни). Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны.
-
2 модель
Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью:Источником развития человека выступает противоречие между:
- потребностью быть личностью, утвердить себя;
- активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил.
-
Возраст и становление внутреннего мира
Ступени развития внутреннего мира личности:
- Ступень «оживления» (от рождения до одного года), на которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери
- Ступень «одушевления» (от одного года до 6 лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи.
-
Ступени развития внутреннего мира личности
- Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, «образ-Я» и пр.). Ей соответствует становление собственно личности. Вам уже известно о путях и ступенях самопознания.
- Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственные поступки и взгляды.
-
Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более). Это этап зрелости. В эти годы человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир.
-
Теории интенциональности
- В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности.
- Интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор.
- Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Цели, как правило, задаются извне и принимаются личностью как безусловные и очевидные.
- Вторая фаза длится до 25 лет. В этот период происходит осознание человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни.
- Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости. В этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируются профессиональная деятельность и семейные отношения.
- На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги своей жизни и переосмысливает успехи и неудачи.
- И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни.
-
Подумайте
Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
-
Домашнее задание
Прочитайте п. 29, ответьте на вопросы, выполните задание.
-
Источники
http://pptcloud.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.