Содержание
-
Урок № 12
Тема: «Юношеский пессимизм»
-
Задание:послушайте притчу.
У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но не мог найти. "Бедный, какое у тебя горе!" — вздыхали односельчане. "О чем вы? — отвечал крестьянин, — у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала". Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. "Какая у тебя радость! — охали односельчане. — Не было лошади — а вот появились сразу две". "О чем вы? — удивлялся крестьянин. — Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить". Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. "Бедный, — снова охали соседи, — какое несчастье!" "Я не вижу несчастья, — отвечал крестьянин, — просто у сына сломана нога, и ее надо лечить". Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...
Вывод: в то время, как вся деревня жила в мире оценок и в каждом событии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания.
Вопросы к классу:
- О чем притча?
- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- значение социальной среды в формировании личности подростка;
- противоречивость поведения подростка.
Знать:
- термины и понятия «оптимизм», «пессимизм»;
- причины появления пессимизма у подростков;
- современные трактовки психологической науки о сущности подросткового пессимизма.
Уметь:
- давать характеристику юношескому пессимизму;
- определять факторы, вызывающие пессимизм у подростков;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
- Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию пессимизма на формирование подростка;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1.Подростковый пессимизм.
2. Причины пессимизма у подростков.
3. Пессимизм: вредное или полезное явление?
4. Как преодолевать пессимизм.
-
Введение в новый материал
Плохое настроение, как и плохая погода, может случиться в любое время. Попробуем в этом убедиться.
Задание:Представьте себе, что мы способны с помощью особого психологического градусника измерить события, произошедшие с нами за неделю.
Изобразите «градусник» и на красной его шкале отобразите все события недели, которые вызывали у вас радость.
На черной шкале отобразите все события недели, которые вызвали у вас огорчения.
Сделайте общие выводы.
-
1. Юношеский пессимизм
Задание:среди взрослых подчас бытует мнение, что подросткам не о чем печалиться. Что в основе их плохого настроения часто лежит каприз, эгоизм, себялюбие. Так ли это?
Что же вызывает у вас плохое настроение?
-
Задание: внимательно изучите и прокомментируйте схему:
Изменения организма
- отстают от духовного развития
- Изменения организма опережают духовное развитие
- Подростковый период – интересное и драматичное время жизни человека
- Ломается характер
- Формируется психология
- Меняется мировоззрение
- Все это происходит за короткий отрезок времени
-
Пессимизм – мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее,
склонность во всем видеть дурное, неприятное
Подростковый пессимизм – результат столкновения неоформившегося мировоззрения
с крайне сложным и непонятным миром
- Соломон
«…возненавидел жизнь, потому что противны стали ему дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа…»
- Будда
Возвел пессимизм в степень учения, внушив, что жизнь – сплошные страдания, поэтому утешения
необходимо искать в нирване
- Гегезий
В Александрии возникла школа ярых пессимистов, которые проповедовали: раз надежда влечет
разочарования, наслаждения вызывают пресыщение и отвращение, а счастье недостижимо,
то жить не стоит
-
2. Причины возникновения пессимизма
Задание:работая с § 10 учебника, заполните таблицу, проанализируйте представленные взгляды.
Взгляд ученых на причины возникновения пессимизма
-
3. Пессимизм: это вредное или полезное явление?
Задание: представьте себе, что мы находимся на заседании дискуссионного клуба. Обсуждается вопрос о пользе и вреде пессимизма. Определите свою позицию, сформулировав тезисы
- либо в защиту пессимизма;
- либо в критику пессимизма.
Обдумав позицию, займите свое место в одной из двух оппонирующих друг другу групп.
-
Итак, что делать с плохим настроением, страхом, со злостью, раздражением и прочим?
- Душевный минимум:
1. Осознать-почувствовать-заметить.
2. Принять (эмоцию и себя) со знаком "+", приласкать-погладить (уж точно — не злиться на себя и на переживание). "И я хороший, и эти переживания имеют право быть".
3. Внимательно и добро посмотреть на свои страх-злость — и они начнут утихать.
Выше минимума, если есть время:
4. Разобраться, откуда что идет.
5. Если позволяет обстановка — выплеснуть переживание на бумагу, записать все, что переживаешь, и все, что по этому поводу думаешь.
- Физический минимум:
1. Сбросить мышечные зажимы, в первую очередь с живота и лица.
2. Если позволяет обстановка — продышать эмоцию.
Поведенческая программа:
1. Расслабиться и сделать то, что боишься, в воображении.
2. Действовать (при обидах и злости — действовать не по злу, а как делал бы добрый человек; при страхе — как делал бы смелый человек...).
-
Подведение итогов
Знаменитый психолог Альфред Адлер, изучавший скрытые резервы человеческих сил и возможностей, с восторгом отметил, что одно из самых удивительных качеств человека заключается в способности превращать минусы в плюсы. Действительно, только глупец, обнаруживший, что судьба вручила ему лимон, сдается и говорит, упиваясь жалостью к себе: «Я потерпел фиаско. Такова моя участь. У меня нет ни малейшей возможности что-то изменить». Когда же лимон достается умному человеку, тот рассуждает следующим образом: «Какую пользу я могу извлечь из создавшегося положения? Как улучшить его? Как превратить лимон в лимонад?»
-
Подведем итоги…
Вот как звучит замечательная скандинавская поговорка. Многим из нас следовало бы сделать ее девизом своей жизни: «Северный ветер создал викингов». Один автор написал: «Почему вы думаете, что спокойная жизнь, полная удовольствий, отсутствие трудностей и комфорт способны сделать людей счастливыми? Наоборот, люди, привыкшие жалеть себя в трудном положении, продолжают это делать, даже оказавшись в роскоши и лежа на мягком диване. Всегда в истории человечества слава и счастье приходят к людям при любых обстоятельствах – хороших и средних, если они умеют преодолевать препятствия».
-
Домашнее задание:
Выполнить дифференцированное задание:
1 вариант: ответьте на вопрос, от каких причин зависит появление пессимизма у подростков? Ответ аргументируйте.
2 вариант: найдите ипроанализируйте 10 практических советов Т. Джефферсона.
3 вариант: напишите небольшое сочинение на тему одного из советов, полученных на уроке.
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.