Содержание
-
Урок № 3
Тема: «Задачи и трудности подросткового возраста»
-
По набережной гуляла молодая девушка со своим другом, который был старым моряком. В жизни девушки не всё было гладко, её мучили какие-то свои жизненные проблемы, и она шла, погружённая в эти заботы. Девушка делала вид, что слушает своего друга, но сама то и дело тяжело вздыхала. Естественно, друг заметил переживания девушки и не мог остаться равнодушным.
Он спросил её:
- Как ты думаешь, если бы я упал сейчас в воду, то обязательно утонул бы?Девушка перекинулась, через перила и посмотрела вниз на бушующие холодные волны.- Конечно, ты бы утонул! - сказала она и содрогнулась.
Но моряк возразил:
- Сомневаюсь! Я ещё ни разу в жизни не видел, чтобы кто-нибудь утонул только потому, что оказался в воде. Я утону только в том случае, если останусь там.
- Посмотри, какие сильные волны и вода, наверняка, ледяная! - сказала девушка, кутаясь в пальто. - Даже если ты останешься жив, то точно попадёшь в больницу с переохлаждением.- Только в том случае, если пробуду в воде слишком долго, - не унимался её друг. - Я же моряк! Я много раз падал в воду.
Вопросы к классу:
- О чем притча?
- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- необходимость решения проблем и трудностей переходного периода для успешной взрослой жизни;
- противоречивость и драматизм жизненного опыта, приобретаемого подростками в период взросления.
Знать:
- термины и понятия «жизненный опыт», «стратегия»;
- причины возникновения проблем и трудностей у подростков;
- современные трактовки психологической науки о задачах развития в юности.
Уметь:
- давать характеристику задачам, необходимым для решения в подростковом возрасте;
- определять стратегию преодоления трудностей;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
- Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к проблеме преодоления задач и трудностей подросткового возраста;
- объяснять поведение подростков с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Особенности подросткового возраста.
2. Задачи, которые необходимо решать в подростковом возрасте.
3. Стратегия преодоления трудностей подросткового возраста.
4. Драматизм подросткового периода.
-
1. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст
- Переходный период
- Подросток частично принадлежит к группе детей
- Отсюда – отношение к подростку как к ребенку
- Отсюда – отношение к подростку как к взрослому
- Подросток частично принадлежит к группе взрослых
- Противоречие, так как
- Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы
- Подросток теряет преимущества, которые были у него в детстве
- Подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых
- В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены, или разрешены, но незнакомы подростку
- Таким образом, подросток находится в состоянии перемещения, стремится поскорее стать взрослым, но решать взрослые сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет
-
2.Задачи, которые необходимо решать в подростковом возрасте
- Скажите, приходится ли подросткам сталкиваться с решением очень сложных проблем?
- Какие проблемы подростков вы можете назвать?
-
Задание:
Работая с текстом§ 2, озвучьте и проанализируйте выделенные им задачи, ответив на следующие вопросы:
- Согласны ли вы с утверждением, что это жизненные задачи?
- Являются ли они для вас актуальными?
Работая с текстом § 2, составьте таблицу «Выполнение задач развития в юности»
-
В ходе разрешения жизненных задач и проблем у подростка:
- Появляются практические навыки, которые пригодятся в будущей жизни для решения возникающих проблем
- Приобретается личный опыт
- Формируется способность к сопереживанию
- Появляется желание добиться успеха в жизни
- Происходит подавление чувства неполноценности
- Приобретается способность установления контактов
-
3. Стратегия преодоления трудностей подросткового возраста
Задание: работая со схемой, охарактеризуйте стратегию решения задач и проблем на пути подростка.
- Первый этап: «первичная оценка» ситуации
- Второй этап: оценка собственных возможностей, включая возможную поддержку со стороны окружающих
- Третий этап: на основе неудач или новой информации можно прийти к новой оценке ситуации
- новой постановке задачи новым вариантам поведения
-
Психологи разработали множество советов и рекомендаций, с помощью которых преодолевать возникающие трудности подросткам намного проще.
Задание: работая с текстом § 2, обсудите и проанализируйте метод решения проблем – ведение дневника.
- Какова разница в ведении дневника мальчиками и девочками?
- Эффективен ли метод ведения дневника, с вашей точки зрения?
-
Драматизм подросткового возраста
Недостаток жизненного опыта
Может привести подростков к преступлениям наркомании алкоголизму недополучению знаний насилию над личностью материальному неблагополучию половой распущенности
Т.о., драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма.
Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать.
Но это необходимый этап, ибо без подросткового возраста не происходит процесс взросления
-
Подведение итогов занятия
- Перечислите задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте. Можно ли так ставить вопрос: одни из них более важные, а другие – менее?
- Выскажите предположение, что может продлевать период зависимости подростков от родителей и других взрослых?
- Как вы понимаете выражение авторов учебника: «Надо готовиться к семейной жизни»?
- Почему нельзя избежать подростковых проблем?
-
Домашнее задание:
Выучить § 2 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: ответьте на вопрос, есть ли у вас разногласия с родителями по важным жизненным вопросам и ценностям? На чем они основаны? Ответ аргументируйте.
- 2 вариант: : выполните практикум из § 2 и представьте результаты своего исследования.
- 3 вариант: : с каким утверждением вы больше согласны и почему:
«Лучше и проще учиться на чужих ошибках в сложном подростковом возрасте, чем на своих»;
«Подросток больше учится на своих собственных ошибках и больше учитывает собственный опыт».
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.