Содержание
-
Урок № 4. Тема: «Быть взрослым».
Тема: «Быть взрослым».
-
Цели и задачи:
Понимать:
- значение процесса взросления в процессе формирования
- личности подростка;
- противоречивость процесса взросления.
Знать:
- термины и понятия «взросление», «альтруизм»;
- противоречивость процесса взросления;
- современные трактовки психологической науки о воспитании и взрослении подростков.
Уметь:
- давать характеристику подростка;
- определять факторы социальной среды, влияющие на взросление подростков;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию процесса взросления на формирование личности подростка;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Взросление.2. Отличия подростков от взрослых и детей.3. Суть и противоречивость подросткового возраста.4. Особенности процесса воспитания в период взросления.
-
Введение в новый материал
- Хотели ли бы вы быстрее стать взрослыми? Почему?
- Легко ли быть взрослыми?
-
Проблемное задание:
По окончании урока каждый из вас должен определиться в своем отношении к процессу взросления и продолжить фразы:
- «Я хочу быть взрослым, потому что…»- «Я не тороплюсь стать взрослым, так как…»
-
1. Взросление
- Какое определение вы бы дали понятию «взросление»?
- Как вы считаете, в чем выражается процесс взросления?
-
Процесс взросления выражается в:
Процесс взросления выражается в:
- Физических изменениях
- Психологических изменениях
- Поведенческих изменениях:
- Отношение к окружающему миру
- Отношение к родителям
- Отношение к сверстникам
-
- Поскольку подростки стремятся быстрее попасть в мир взрослых людей, они частично принимают идеи, ценности и идеалы взрослых.
- В чем это выражается?
- Постепенно подростки начинают считать себя равными взрослым и судить их той же меркой, что и своих друзей.
- Ведут «взрослые разговоры» на запретные темы.
- Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их.
-
Задание: Как вы думаете, подростки в этот период действуют осознанно?
Проявление подражательства:
- Взрослый макияж у девочек
- Подражание походке
- Азартные игры и т.д.
- Курение
-
Задание:
- Как вы думаете, подражательство подростков в процессе взросления – это явление позитивное или негативное? Свой ответ аргументируйте.
-
2. Отличия подростков от взрослых и детей
- Ученые установили, что черты отличия подростков от других возрастов одни, а их отличия от мира взрослых, – совершенно другие.
- Задание: работая с текстом § 3, заполните таблицу:
-
3. Суть и противоречивость подросткового возраста
-
Задание:
- Авторы выделяют на страницах учебника, что подростковый период – это возраст контрастов, перемен и экспериментирования и роста.
- В чем вы видите причины существования подобных контрастов?
-
Вечные вопросы подростков:
- КТО Я?
- ЗАЧЕМ Я?
Таким образом, подросток пытается разобраться в себе и в окружающем мире:
Особенности моральных оценок:
- взрослых,
- окружающего мира,
- самих себя
- Категоричность, максимализм
- Осуждение мира взрослых за то, что не смогли создать справедливого общества
- Превращаются в бунтарей-идеалистов
- Оценивают с позиции желаемого или идеального
-
Подведем итоги…
- Итак, подростковый возраст – это возраст контрастов, это испытание, которое необходимо достойно пройти и справиться с теми трудностями, которые подстерегают подростков.
-
4. Особенности процесса воспитания в период взросления
- Мы пришли к выводу, что подростковый возраст – это испытание. Пройти его в одиночку не удается. Поэтому рядом должен быть наставник-взрослый.
- Как вы думаете, что может дать подростку наставник-взрослый?
-
Задание: работая с текстом учебника и дополнительным материалом, ответьте на следующие вопросы:
- Отличаются ли методы воспитания подростка и ребенка?- Дайте характеристику и проанализируйте систему воспитания в примитивных обществах.- Сравните систему воспитания на островах Самоа в Полинезии с европейской системой.- Используя материал учебника и дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте систему воспитания в Англии.- Как происходит процесс взросления у австралийских аборигенов?- Какие советы дают психологи и астрологи для повышения эффективности процесса воспитания?
-
Подведение итогов занятия
- Составьте обобщенную характеристику подростка. Какие самые яркие черты необходимо назвать?- Определите смысл понятия «взрослость».- Какие признаки взрослости вы можете перечислить?
Проверка проблемного задания:
- Продолжите фразы:
- «Я хочу стать взрослым, потому что…»
- «Я не тороплюсь стать взрослым, так как…»
-
Домашнее задание:
Выучить § 3 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: проведите социологический опрос среди сверстников, ответьте на следующий вопрос: Какие условия жизни влияют на личность подростка? Выстройте диаграмму результатов исследования.
- 2 вариант: согласны ли вы с утверждением: «Современные подростки стали менее приспособленными к жизни»? Попробуйте доказать свое мнение.
- 3 вариант: создайте учебный проект «Что может сделать общество, чтобы помочь подросткам быстрее взрослеть и легче преодолевать разрыв между детством и зрелостью».
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.