Содержание
-
Как сохранить здоровьеи остаться хорошим учеником?
Урок здоровья в рамках Всемирного дня здоровья учителя Кравченко Елены Геннадьевны
pptcloud.ru
-
Эпиграфы часа здоровья
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
Несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Ст. 19, 24 «Основы законодательства Российсской Федерации об охране здоровья граждан»
-
План урока:
- I раздел Поговорим о здоровье
- II раздел Здоровье и образ жизни
- III раздел Физическое здоровье и возраст
- IV раздел Школа и здоровье
- V раздел Умей не уставать
- VI раздел Чтобы быть здоровым
-
Поговорим о здоровье
I раздел
-
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
Здоровье – это «состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
-
Духовное и физическое здоровье
Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны находиться постоянно в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.
-
Духовное здоровье
*умение жить в согласии с собой, родными, друзьями и обществом
*умение прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий
- Физическое здоровье
- Двигательная активность
- Рациональное питание
- Закаливание организма
- Очищение организма
Рациональное сочетание умственного труда и физического
*Умение отдыхать
*Исключение из употребления алкоголя, табака и наркотиков
-
Факторы, влияющие на здоровье человека
- Образ жизни 50%
- Наследственность 20%
- Окружающая среда 20%
- Система здравоохранения 10%
-
- Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.
- Исследования свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов (наследственности) практически на все аспекты нашего физического здоровья. Это предрасположенность к определенным заболеваниям, стиль поведения и другое. Степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %.
- Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды.
- Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить до 20 %.
-
- Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия.
- Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни - трудная задача.
- Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его - совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности.
- Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни, степень его влияния на здоровье составляет 50 %.
-
- Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие.
- Уровень благополучия, а следовательно, и здоровья может быть высоким тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жизненные условия, образование и медицинское обслуживание. Считается, что влияние медицинского обслуживания на здоровье составляет 10 %.
- Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия - это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.
-
Здоровье и образ жизни
II раздел
-
Здоровый образ жизни
- Рациональное питание
- Закаливание
- Физическая активность
- Отказ от вредных привычек
- Общая гигиена организма
-
Рациональное питание.
Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством.
-
Физическая активность.
Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).
-
Общая гигиена организма.
Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как примерно 2,5 млн потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20 г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимости поддержания чистоты тела.
-
Закаливание.
- Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни.
- 50 лет назад под закаливанием понимали исключительно привыкание организма к холоду.Сейчас это понятие истолковывают более широко – закаливание означает «укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, то есть напряжение». К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т. д.
-
Отказ от вредных привычек.
- Необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие.
- Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.
- К вредным привычкам чаще всего относят употребление алкоголя и табакокурение, ученые обозначают курение как более распространенную привычку, а следовательно, и как большее зло для человека.
-
Физическое здоровье и возраст
III раздел
-
Когда и как сохранить здоровье?
- Чтобы понять, как сохранить здоровье, чтобы его хватило на долгую и активную жизнь, нужно знать, из каких этапов складывается жизнь человека.
- Вслед за антропологами и физиологами попытаемся разобраться в особенностях жизни каждой возрастной ступени.
-
- Жизненный путь каждого человека от рождения до смерти чрезвычайно сложен.
- По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения.
- В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуальных качеств, все жизненные проявления организма активны.
- В зрелости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир,развивается и совершенствуется его интеллектуальная деятельность. В конце жизни происходит постепенное затухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение.
- Старение - закономерный физиологический процесс, присущий всем живым организмам на Земле.
-
Возрастные периоды жизни человека
- Детство с рождения до 10
- Подростковый возраст 10-15
- Юность 15-18
- Молодость 18-30
- Зрелость 30-60
- Старость 60- …..
-
Каждый возрастной период жизни человека сопровождается определенными физиологическими и духовными изменениями. Характер этих изменений непосредственно определяется тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сферой, в которой он формируется, растет и развивается.
-
Это нужно знать!
В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает такой уровень развития организма, когда молодой человек способен принимать активное участие в жизни общества. В нашей стране социальная зрелость наступает с получением паспорта - документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и формируется. Это происходит в 14 лет.
-
- Однако это еще не полная социальная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зрелость наступает в 18 лет, то есть в тот период, когда каждый человек данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период связан с совершеннолетием молодого человека.
- Причем каждая социальная система сама определяет период социального созревания своих членов. Так во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20-21 годами, когда юноша или девушка могутсамостоятельно принимать решения, подчиняясь законодательной системе данной социальной среды.
- Биологическая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода.
-
Это интересно!
- Низкий рост народов тропических стран - это не особая расовая черта, а следствие недостатков белков в пище.
- В тех районах земного шара, где нарастает потребление белка, жизнь человека стала более продолжительной.
- Избыточная масса тела значительно сокращает продолжительность человеческой жизни.
- Насчитывается более 200 теорий старения человека. И. И. Мечников, например, сравнивал старость с болезнью и говорил о необходимости ее лечения.
- Причиной старости он считал замену «благородных» клеток организма соединительной тканью в результате внутриклеточных процессов. Он впервые создал стройную научную теорию старения организма.
-
- У детей и подростков высокогорья процессы роста и полового созревания сильно замедленны по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Например, средние размерышкольников высокогорья Киргизии меньше, чем у низкогорных групп: разница в длине тела составляет 2 см, а в окружности I груди- 1,5 см.
- Для жителей высокогорья Памира характерен сравнительно низкий уровень основного обмена веществ, а ведь он находится в прямой зависимости от функций щитовидной железы.
- Гормоны щитовидной железы не только регулируют основной обмен веществ, но и играют важную роль в процессе роста и развития организма.
-
Школа и здоровье
IV раздел
-
Проблема
Влияние школы и учебной нагрузки столь велико именно потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка - период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
-
Проблема
Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12 %, а в старшей - 21 %. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна- развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хроническихзаболеваний.
-
Это нужно знать!
Школьная программа обширна и сложна. Каждому подростку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, большинство твоих сверстников не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизрра или компьютера. В результате все больше ребят вынуждены надеть очки.
-
- Ученые связывают нарушение зрения и с общим состоянием организма, поэтому занятия физической культурой крайне необходимы всем нам.
- Дети со слабым зрением могут сдавать нормы ГТО, посещать уроки физкультуры, заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности каждого ученика.
-
Умей не уставать
V раздел
-
Проверим ваш жизненный тонус
(ответы давайте по десятибалльной шкале)
- Полны желания соперничать.
- Вы целеустремленны, напористы.
- Стремитесь к продвижению.
- Все делаете быстро.
- Озабочены общественным признанием вашей работы (деятельности).
- Раздражительны.
- Цените время и не откладываете намеченное дело.
- Озабочены своим успехом в обществе.
- Доводите все дела до конца.
- Нетерпеливы.
-
Подсчитайте баллы:
- менее 25 баллов — у вас спокойный характер, многие жизненные обстоятельства не влияют на состояние самочувствия;
- 25—50 баллов — обладаете уравновешенным характером, умеете преодолевать различные неприятности спокойно;
- 50—75 баллов — ваша жизнь очень напряженная, вы часто испытываете стрессы, нередко допускаете перегрузки работой или домашними делами.
-
Режим в основе всего
Режим - основа гигиенического образа жизни. Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность.
-
- Чтобы чувствовать себя здоровым и бодрым, ты должен приучить себя в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать.
- При этом режимы дня могут отличаться и зависеть от твоих индивидуальных особенностей, конкретных условий учебы (какая смена?), условий жизни и т. д.
- Основные гигиенические положения, на основе которых разрабатывается режим дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки).
-
- Режим дня здорового школьника в общих чертах можно представить таким образом:
- Вставать следует не позднее 7 часов, затем в течение 7-10 минут делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ.
- Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 часа до занятий физическими упражнениями и спустя 40 минут после их окончания. Ужинают за 2-2,5 часа до сна.
- Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 минут устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.
-
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д.
-
Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хорошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное голодание.
А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.
-
Сон
Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для 7-8 лет она составляет 11,5-11 часов; 9-10 лет -10,5-10 часов; 11-12 лет - 10 часов; 13—15 лет - 9,5 часов и 16-18 лет- 8,5-8 часов. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно и то же время, перед сном избегать шумных игр, никакого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.
-
Чтобы быть здоровым
VI раздел
-
«Киллеры XXI века»
- Болезни - бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.
- Борьбу с болезнями ведет медицина - одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.
-
- СПИД
- Туберкулёз
- ВИЧ
-
Профилактика!
На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Выдающиеся русские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.
-
- Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания.
- А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.
- Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.
-
Это нужно знать!
Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями -укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.
-
Движение и спорт, закаливание
- Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм - все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.
- Есть еще одна очень важная сторона физического воспитания - закаливание. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные. Воздушные и солнечные ванны и водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) предохраняют организм от различных заболеваний, особенно простудных. Но прежде чем начинать закаливание организма, нужно посоветоваться с врачом
-
Виды гимнастики
- Утренняя гигиеническая гимнастика
- Компенсационная гимнастика
- Ходьба
- Танцы
- Снарядная и игровая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
-
Здоровья крепкого всем вам!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.