Содержание
-
Электронный журнал для родителей Студии «Серпантин дружбы» Выпуск №2
-
Читайте в номере: «Один день из жизни студии». «Русская горница» ( стр 2) «Истории русских старинных предметов» «История прялки» ( стр 3) «История свистульки» (стр.4) «Советуют специалисты». Рекомендации родителям «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций» (стр.5 -6) «Народные игры» ( стр 7) Народные праздники (стр 8 -9) «Литературная страничка». «Русские поговорки и пословицы о семье» (стр.10) «Делаем вместе с детьми». Русская роспись игрушки – дымковская барыня – мастер классстр.10 -12) Новости (стр 13) Стр.1 «Русская горница»
-
«Один день из жизни студии» 17 ноября 2015 года в 17.30 в музыкальном зале детского сада прошла вторая творческая встреча детей старшего дошкольного возраста в студии «Серпантин дружбы», в рамках проекта «Детский сад – территория дружбы». «Русская горница» В программу мероприятия «Русская горница» вошли: знакомство с историей русских старинных предметов: прялки (воспитатель - Алла РавилевнаМузафарова), глиняной свистульки, рассказы об одежде из бабушкиного сундука; знакомство с русской обрядовой песней - фольклорный детский коллектив «Вертеп» (руководитель ДФК «Вертеп» ЦК «Нефтяник» Идиатуллина О.М.). мастер-класс «Роспись игрушки» – дымковская барыня (картон, краски) – воспитатель Семенцова Г.В. Знакомство с русскими народными играми хороводами – Миллер М.И. Главной целью мероприятия в студии являлась активизация творческого потенциала детей и интереса к русской национальной культуры Задачи: познакомить с традициями русского народа; сформировать интерес, знания и представления о разнообразии и самобытности жизни и культуры русского народа; сформировать умения применять полученные знания в творческом продуктивных видах художественной деятельности: русская роспись игрушки – дымковская барыня, воспитание дружеского отношения к культуре и традициям русского народа, чувств гордости за участие в совместной творческой деятельности, актуализировать потребность семей в совместной творческой деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к семейным культурным традициям русского народа; способствовать активному участию родителей в совместных мероприятиях, посещение экспозиции городского музея, выставки. Стр.2
-
Истории русских старинных предметов. История прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года. Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик. Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце. Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него на вершие с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии. Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень. Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами. Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались. Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея. В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений. Они до сих пор прядут на веретено и самопрялке. Стр.3
-
Истории русских старинных предметов. История свистульки. СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины. Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Сначала их трудно было распознать - сохранились просто комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты. Развитие свистульки пошло по 2-ум направлениям:1. духовой музыкальный инструмент. 2.Народная игрушка. Духовой музыкальный инструмент Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Кирова. По мнению исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Стр.4
-
Рекомендации родителям. «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций» В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь. С русскими народными песнями и мелодиями детей начинают знакомит уже с младшей группы. Это такие песни как: «Ладушки», «Зайка,»Сорока – сорока»…., имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества Стр.5
-
Рекомендации родителям. «Русский фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций» Стр.6 Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких — все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки.». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь Знакомство дошкольников с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка
-
Народные игры Игра «Горелки» Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: -Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары. Игра «Утка-Гусь» Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим. их забодать. Стр.7
-
Стр.8 Народные праздники. Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это - «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данный год будет праздноваться Пасха (отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния). На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Однако Масленица берет начало еще в языческих традициях наших далеких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы - праздник, посвященный рождающемуся Солнцу. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца. Вообще настоящий народный праздник в разных странах - это праздник зимний, или ранневесенний, или позднеосенний, потому что в середине года не до плясок: надо растить и собирать урожай. По Далю, Масленица - Масляница, Масленика, Масляная, Масленая неделя, сырная неделя до Великого поста. «Праздновать масляну, пировать, гулять». Наши предки Масленицу отмечали повсеместно с маскарадными шествиями, катаниями с ледяных горок, на санях и каруселях, походами в гости, балаганами, ритуальными кострами, величанием молодоженов, играми и боями. По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста. Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.
-
Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка. Стр.9
-
Стр.10 Литературная страничка. Русские поговорки и пословицы о семье. Добрая семья прибавит ума-разума. У кого есть дед, у того и обед В хорошей семье хорошие дети растут. Где любовь и совет, там и горя нет. (Любовь да совет - так и горя нет.) Русский человек без родни не живет. Слепой щенок и тот к матери ползет. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра не бывает. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. В своем доме и стены помогают. В семье и каша гуще. В семье разлад, так и дому не рад. В семье согласно, так идет дело прекрасно. В семье, где нет согласия, добра не бывает. Густая каша семьи не разгонит. Дерево держится корнями, а человек семьей. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. Доброе братство лучше богатства. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях. За общим столом еда вкуснее. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. Когда нет семьи, так и дома нет.
-
Стр.10 Делаем вместе с детьми. Мастер класс «Дымковская барышня» Здравствуйте, уважаемые гости! Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить. Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней. Рассказала Настенька о своей мечте. Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями. Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку. А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят. А игрушки с тех пор стали называть Дымковские. Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного
-
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ: Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной Стр.11
-
Посмотрите, как можно начать рисовать узоры на юбке. Поэтапное выполнение росписи. Стр.12
-
«Русская горница» – фото- отчет. Гости студии: детский фольклорный коллектив «Вертеп» ЦК «Нефтяник», руководитель О. М. Идиятуллина
-
Наше творчество 17. 11. 2015 г.
-
Новости Готовится третий выпуск газеты нашей студии «Серпантин дружбы» Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаем познавательный материал, посвященный культуре и традициям татаро – башкирского народа. От редакции: Уважаемые родители! Мы с нетерпением будем ждать Ваших откликов, пожеланий и предложений, которые непременно учтем в следующем номере нашего журнала. __________________________ Руководители проекта «Детский сад – территория дружбы», Студии «Серпантин дружбы» СаляховаЗухраНаилевна, Миллер Маргарита Ивановна Стр.13
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.