Содержание
-
Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель:Мифтахова Светлана Тахирзяновна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соколовская СОШ» Эртильский муниципальный район
-
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица
-
Актуальность : Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
-
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Цель экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду
-
. ФГОС ДОООбразовательная область «Познавательное развитие» Формы развития познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование Исследование Коллекционирование Проектирование
-
ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. ЗАДАЧИ: развитие мыслительных процессов; развитие мыслительных операций; освоение методов познания; развитие причинно-следственных связей и отношений. СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах. МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес. СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия. ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций. РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения. Структура детского экспериментирования
-
Последовательность детского экспериментирования
-
Алгоритм проведения занятия-экспериментирования 1. Видеть и выделять проблему.2. Принимать и ставить цель.3. Решать проблемы.4. Анализировать объект или явление.5. Выделить существенные признаки и связи.6. Сопоставлять различные факторы.7. Выдвигать гипотезы, предложения.8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.9. Осуществлять эксперимент.10. Делать вывод.
-
Формы фиксации опытов и экспериментов.¨Календарь природы.¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).¨Сравнение с уже известными детям объектами.¨Изучение взаимообратных процессов.¨Включение в сюжетно-ролевые игры.¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки.¨Объемные изображения или игрушки.¨Отдельные буквы и слова.¨Натуральные объекты.¨Циферблаты.¨Записи звуков.¨Зарисовывание объекта.¨Использование условных знаков.¨Обведение объектов.¨Планы-схемы.¨Подсчет количества объектов.¨Рисунки-прогнозы.¨Фотографирование.¨Запись воспитателя.
-
Формы работы поэкспериментальной деятельности занятия; беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы;киносеансы;прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры;эксперименты и опыты;рассматривание картин;наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки;работа в уголках природы; экологическая тропа ;акции добрых дел;предметные недели; кружковая деятельность;конкурсы; праздники, развлечения, досуг;театрализованная деятельность;Дни открытых дверей;диагностика развития детей.
-
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса;2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования;3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи);4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления;5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы;7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
-
В мини лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материала. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов(стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.
-
Приборы и оборудование для мини-лабораторий. 1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
-
Взаимодействие с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
-
Правила безопасности при проведении опытов:• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;• Аккуратно пользоваться емкостью для воды;• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте;• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;• На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;• Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;• Нельзя брать в рот лед;• Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;• Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;• Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;• После опыта убрать рабочее место.
-
Мастер-класс по обучению педагогов района методике проведения экспериментальной деятельности.
-
Целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.