Содержание
-
Чугреева О. А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
-
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как об общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Извлечение из Федерального государственного стандарта дошкольного образования
-
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
-
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Познавательное развитие средствами сенсорной культуры Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета; освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка. Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п.). Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сравнение нескольких предметов по 4—6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
-
Познавательное развитие средствами природы (ребенок открывает мир природы) Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах. Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов. Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Установление цикличности сезонных изменений в природе (как последовательная смена времен года). Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах. Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Накопление представлений о городе как о сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), знаний о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь). Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадками о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
-
Познавательное развитие средствами математики (первые шаги в математику) Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения; умение замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми. Проявление особого интереса к цифрам как к знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач. Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма. Познавательное развитие средствами математики (первые шаги в математику)
-
Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой родине, Отечестве Формирование первичных представлений о себе, других людях Освоение понятия «люди» (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях. Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе. Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение представлений о своей семье: имена, отчества, профессии родителей и ближайших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни. Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой родине, Отечестве. Формирование первичных представлений о себе, других людях
-
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве Освоение представлений о родном городе — его гербе, названиях главных улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни. Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города. Освоение представлений о планете Земля как об общем доме людей, о многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве
-
Познавательное развитие средствами природы (ребенок открывает мир природы) ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Организуя экологически ориентированную деятельность детей седьмого года жизни, воспитателю важно обеспечить условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой. Определять интересы и предпочтения детей и на их основе отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям. Совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности в центре экспериментирования, в котором дети могут проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организовывать эвристические беседы, в которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт. Широко используется в этом возрасте познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы, географические карты с изображениями обитателей. Такие пособия, как глобус, микроскоп, теллурий и т. д., применяются для изучения окружающего мира, знакомства с жизнью животных и растений разных стран, континентов. Важно поддерживать деятельность детей по сбору и созданию коллекций. Коллекционирование в этом возрасте приобретает более длительный и более самостоятельный характер и осуществляется в течение года. Дети вместе с родителями могут создавать коллекции открыток, марок с изображениями объектов природы; коллекции камней, ракушек, листьев, семян, шишек. Решению задач познавательного развития на экологическом содержании в подготовительной группе помогает ведение экологического дневника дошкольников, эта деятельность рассчитана на весь учебный год, затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой. Воспитатель обогащает практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется деятельность совместно с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей), в которой старшие дети помогают младшим освоить правила поведения в природе, проявляя позицию самых старших в детском саду.
-
Познавательное развитие средствами природы (ребенок открывает мир природы) Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения за природой, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»), в придумывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик-семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы. Представления о природе являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями. Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы. С целью развития детской инициативы и творчества следует организовывать вместе с детьми события одного дня в соответствии с определенным замыслом, например: «День волшебных превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений», «День Земли», «День птиц».
-
Формы организации культурных практик детей в образовательной области «Познавательное развитие» Освоение культуры познания требует овладения ребенком общепринятых видов детской деятельности, направленных на изучение свойств предметов окружающего мира, связанных с действиями обследования, воссоздания, преобразования, группировки, деления на части, замещения, соотнесения, упорядочивания, комбинирования. Культурные практики познавательного развития дошкольников многообразны. Познавательно-исследовательская деятельность, преимущественно протекающая в виде детского экспериментирования Исследовательская деятельность — особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов I поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (направленного на поиск и приобретение новой информации) (А. Н. Поддьяков). Исследовательская деятельность включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка—собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. По мнению многих исследователей, именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Детское экспериментирование—это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков). Эта деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знанийи сведений об объекте. Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети решают вместе с педагогом. Например, при решении проблемы «Что плавает, что тонет?» используются различные емкости, бутылочки с крышками и без них, с разным диаметром горлышка, деревянные, пластмассовые, железные и другие предметы. Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом. Развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
-
Наблюдения и экскурсии В ходе экскурсий и наблюдений в природе дети приобретают эмоционально-чувственный опыт, эстетические впечатления, радость от взаимодействия с природой и от возможности активной деятельности на воздухе. Дети не только приобретают опыт представлений, но и практикуются в деятельности и поведении в природе. Логические и математические игры Такие игры осваиваются детьми как в совместной со взрослым деятельности, так и самостоятельно. Современные логические и математические игры разнообразны. У Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др. Детская проектная деятельность Технология организации детской проектной деятельности основывается на интересах детей и предполагает максимальную опору педагога на самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов в деятельности. Вместе с тем эта технология предполагает максимальную помощь и поддержку дошкольникам со стороны взрослых. В ходе организации таких проектов педагогу очень важно заинтересовать родителей, показать им значимость реализации совместных проектов с детьми для развития любознательности дошкольников, расширения их кругозора, развития познавательной деятельности.
-
В практике дошкольного учреждения могут быть востребованы четыре основных вида проектов: исследовательские (информационно-исследовательские) проекты, в ходе которых дети находят ответы на интересующие их вопросы, стремятся к разрешению противоречий между тем, что известно и что хочется узнать, знакомятся с путями поиска информации. Основными источниками информации для дошкольников являются люди и книги; практико-ориентированные проекты,основная образовательная цель которых — вызывать у детей желание и умение вносить преобразования в жизнь близкого социума — группы, семьи, детского сада; творческие проекты, направленные в первую очередь на развитие художественно-творческих способностей дошкольников; комплексные проекты,предполагающие в ходе своей реализации сочетание целей двух или нескольких видов проектов. Коллекционирование. В Толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) коллекционирование рассматривается как деятельность по собиранию коллекций, систематизированных собраний каких-либо предметов (как правило, однородных или объединенных общностью темы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов. Этим оно принципиально отличается от простого собирательства. Организация мини-музеев и временных и постоянных выставок Мини-музей как форма работы с детьми дошкольного возраста пришла из музейной педагогики и сейчас широко известна ученым-исследователям и педагогам-практикам. Музейная педагогика— это отрасль педагогической науки, научно-практическая деятельность, построенная на ее основе, ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды (Б. А. Столяров). Использование музейных технологий с детьми дошкольного возраста позволяет под держать познавательно-исследовательский интерес ребенка к изучению окружающего мира и потребность в интересной творческой деятельности. Досуги и праздники. Досуговая деятельность является одной из предпочитаемых для детей, в процессе которой они имеют возможность не только применить освоенный опыт, но и пережить яркие эмоциональные состояния. Во время праздников дети осваивают опыт первых публичных выступлений, выражают отношение к миру и сверстникам. Для познавательного развития детей используются игры-викторины, игры- путешествия, организуются «час смеха», «час фокусов», развлечения, связанные с театрализованной деятельностью.
-
Решение творческих задач Решение творческих познавательных задач связано с организацией ситуаций, в процессе которых активизируется познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Важным средством развития исследовательской активности является создание и решение проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта (JI. М. Маневцова). Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу не может быть решена, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты. Незнание должно быть частичным. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности: вначале—простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи? Почему рыба плавает? Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем — более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки? Почему растения летом быстро растут?»). Важное место в технологии занимают проблемно-игровые ситуации. Например, «Путешествие в пустыне» позволяет детям экспериментальным путем определить различные способы очистки воды. Использование художественной литературы в опыте культурных практик познавательного развития дошкольников Детская литература для детей имеет эмоционально-познавательное значение. В ходе знакомства с литературным наследием ребенок осваивает представления об окружающем мире, опыте отношения к человеческим и культурным ценностям, зарождается собственный взгляд на мир через восприятие литературных образов и героев произведений. Используются: природоведческая литература, художественная литература о стране, ее героях и истории, экологические сказки, энциклопедии, стихи и т. д.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.