Содержание
-
«Проблемное обучение и его педагогические возможности»
-
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
-
В соответствии с требованиями ФГОС усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
-
В числе современных педагогических технологий, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
-
Формы организации проблемного обучения ДОУ
-
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя. Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в «зоне его ближайшего развития». Т.е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального и творческого потенциала. Обучение в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справится благодаря помощи взрослого. Именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
-
Проблемные ситуации бывают: заранее спланированные, придуманные, с подготовленным материалом. Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели). спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в проблемную.
-
Существуют определенные требования к проблемным образовательнымситуациям: 1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника. 2.Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию. 3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении. 4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной. 5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
-
Процесс постановки и решения проблемной образовательной ситуации включает в себя следующие этапы: Постановка, формулирование проблемы; актуализация знаний детей; выдвижение гипотез, предположений; выбор, проверка решения, обоснование гипотез; введение знаний в систему.
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников
-
Во второй младшей и средней группе проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Например: Что будет, если снег принести в комнату? Проверим? Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) Как проверить? Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок); Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают? Давайте подумаем, можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?
-
Дети учатся в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
-
В более старшем возрасте активизировать познавательную деятельность дошкольников можно используя игры-путешествия и образы героев сказок Незнайки, Чиполлино, Айболита, Карлсона и др. Например, кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина? Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить», а потом приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности.
-
Проблемно-игровые образовательные ситуации планируются и организуются в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки, на занятиях познавательного характера, на продуктивных видах деятельности т. д.. Утренние часы - благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы. Например, можно обсудить: почему было скользко идти в детский сад утром; в связи с чем, появляется ледяной наст, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло, подготавливая детей к решению проблемно - образовательной ситуации.
-
Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Решение бытовых или ситуативных задач. Например: Ситуации в транспорте. Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Ситуации с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Дым в квартире. Твои действия. Ситуации с водой Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
-
Выводы:
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
-
Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Обучение тогда становится проблемным, когда воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает детям самим дать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся опыт или проведение экспериментальной деятельности. Проблемное обучение начинается с исследовательского метода, который включает в себя активную познавательную деятельность детей по нахождению и усвоению знания
-
Спасибо за внимание Творческих поисков и успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.