Содержание
-
Познавательно - творческий проект подготовительной к школе группы «Берёза — символ России» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197» Воронеж 2019 г Выполнила: воспитатель Прохоренко Н.В.
-
Тема проекта: «Береза – символ России» Вид проекта: информационно - исследовательский , творческий. Сроки реализации проекта: 2 месяца. Участник проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Направление развития: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Выбор темы обусловлен выявленной проблемой: недостаточные знания детей о березе, как символе России. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
-
Актуальность проекта: Работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, чувства патриотизма Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
-
Цель проекта:развитие у дошкольников патриотических чувств:любви к Родине, родной земле, родной природе; выяснение , в связи с чем и почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России. Задачи проекта: формироватьпредставление дошкольников о русскойберезе, каксимволеРоссии; расширятьзнаниядетей о деревеберезе,егокачествах, свойствах; познакомить с рассказами, стихами, песнями, пословицами и поговорками, загадками о берёзе; активизировать речь детей, словарь; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, мышление, творческое воображение, коммуникативные навыки; датьвозможностьпочувствоватьглубину и красотурусскихобрядовсвязанных с русскойберезой; воспитыватьлюбовь и бережноеотношение к родной природе; активно привлекать родителей в работе над проектом.
-
Предполагаемый результат: сформированное представление у детей: о берёзе, как символе России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности; о бережном отношение к природе; повышать уровень педагогической культуры родителей.
-
Этапы проекта:
-
Основные направления реализации проекта Подготовительный этап: Сбор материала для мини-музея: «Русская березка – символ России». Выставка совместного детско - родительского творчества: « Белая берёза под моим окном…». Оформление фотовыставки: «Моя любимая березка». Перед родителями ставили цели: 1. Собрать материалы о березе. 2.Узнать, как используют березы в быту и медицине, в промышленности. 3. Сделать подборку репродукций картин с изображением берез, «Какие разные березы». 4. «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу, фотоссесия.
-
Практический этап: «Белоствольная красавица»
-
Исследовательская деятельность Рассматривание веток березы Март Ветки – гибкие, тонкие; почки – будущие листочки, сережки; кора березовая – БЕРЕСТА, защита от вредных воздействий, прочная, белая; черные черточки-чечевички – специальные отверстия, чтобы береза могла дышать.
-
Беседа: «Почему ствол березы белый?» Рассматривание коры березы
-
Творческие работы
-
«Береза и человек»
-
Берёзу у русского народа называли «деревом четырех дел». Первым делом для русского народа было освоение грамоты, в место бумаги для письма использовали бересту, которую часто называли «плащом дерева». В древнем Новгороде береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Смолистые вещества защищают бересту от гниения даже в земле. Благодаря этому до наших дней сохранились так называемые берестяные грамоты - древнерусские документы 11-15 веков.
-
Береста Из бересты народные умельцы изготовляют немало красивых и полезных вещей для домашнего хозяйства. Из узких длинных лент, снятых весной со ствола дерева, плели короба, корзины, солонки, обвивали ими деревянные пастушьи рожки. Даже небольшой обрывок бересты в руках народного музыканта мгновенно превращался в простейший музыкальный инструмент. Делали из бересты легкие лодки, поплавки для сетей.
-
Рассматривание предметов быта изготовленных из березы
-
Береза на Руси являлась источником тепла и света. Березовой лучиной освещали дом. Свет от лучины использовался хозяйкой дома, когда она долгими зимними вечерами занималась рукоделием и ремонтом одежды. Береста - хорошее средство для разжигания печей и костров, когда нет под рукой бумаги или керосина. Березовые дрова – самые жаркие, колкие и пахучие.
-
«Березовое царство, лучшее лекарство»
-
Береза дает целый ряд лекарственных продуктов: березовые почки, молодые листья, березовый сок, березовый деготь и уголь. При переработке из бересты получают вязкую пахучую жидкость черного цвета — деготь. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь использовали в народной медицине при лечении различных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского.
-
Ещё одним важным лекарственным продуктом берёзы является - березовый сок. В период таяния снега у берез начинается сокодвижение, называемое «плачем берёзы». В течение 15-20 дней, берёза дает нам сладкий берёзовый сок. Приём берёзового сока оказывает общеукрепляющее и тонизирующее действие. На стволах березы очень часто можно увидеть гребневидный вырост неправильной формы: 5 - 40 см в диаметре и толщиной 10-15 см. Это наросты гриба паразита – трутовика. Его собирают в лесу и используется в медицине.
-
Березовые веник – заготовка березовых веников, чтобы париться в бане. Берёзовый веник прочен, удобен, гибок. Он успокаивает боли и ломоту в мышцах и суставах после физических нагрузок и упражнений, хорошо очищает кожу, улучшает настроение и оказывает успокаивающее действие. Веник из берёзовых веток — это живая эмблема русской бани. С баней и берёзовым веником связано много пословиц: В бане помылся, что омолодился. В бане веник дороже денег. В бане веник — всем начальник. Баня любую болезнь из тела гонит.
-
Образы березы в поэзии и искусстве
-
Нарядная березовая роща с развевающимися ажурными зелеными кудрями листьев над молочно-белыми стволами вызывает искреннее восхищение своим изяществом и грациозностью. Поэтами написано много стихов, песен, а художниками – картин об этом дереве. В стихотворениях русских поэтов береза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой. Особенно любил березу русский поэт Сергей Есенин, он часто восхвалял и возносил это дерево в своих стихах. Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром… С.А. Есенин
-
И.И. Левитан «Золотая осень А. И. Куинджи «Берёзовая роща» И. И.Левитан «Березовая роща» И. Э. Грабарь Февральская лазурь Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников. И каждый художник видел в березе свою красоту.
-
Воспета во все времена… К образу берёзы часто обращаются композиторы. Тема знаменитой русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4-й симфонии П.И. Чайковского. Широко известен вальс «Берёзка», написанный военным капельмейстером русской армии Е.М. Дрейзиным. А вот песня «Стоит в Волгограде берёзка», которую прекрасно исполняет Л. Зыкина, даёт возможность «открыть» ещё одну страницу нашей истории – войны. Композитор П. И. Чайковский
-
«Береза символ России»
-
Украшаем свою березу листиками с добрыми, ласковыми словами (березка, березонька, белоствольная, красавица, девушка, стройная, нежная, любимая).
-
Заключительный этап:
Что мы узнали о березе Обряды и обычаи Березовая аптека Использование березы Песни Стихи Пословицы, поговорки, загадки Альбомы презентации Картины художников
-
Оценка результатов проектной деятельности:
В ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность. В процессе работы над проектом дошкольники отметили роль березы, как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние продуктов березы на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. В дальнейшей работе планируем продолжать приобщать детей к духовным ценностям народной культуры, воспитывать любовь, уважение и интерес к великому наследию нашей Родины – России.
-
Мини – музей: «Русская березка – символ России»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.