Содержание
-
Проект«Родной свой край, люби и знай!» Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» О.П.Теплякова
-
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству Д. С. Лихачев Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
-
Вид проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный. Срок реализации проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети 6 -7 лет, родители воспитанников, педагоги, специалисты. Характер проекта – учебно-исследовательская работа. Образовательные области: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» – это, прежде всего, семья, дом, детский сад, природа, которая окружает, памятные места , культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
-
Цель проекта: Познакомить детей с родным селом Алексеевка и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Задачи проекта: Образовательные 1. Познакомить детей с родным селом (история, достопримечательности). 2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу. Развивающие 3. Расширить знания детей о флоре и фауне . Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Воспитательные 4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Предполагаемый результат: - дети могут знать и называть место проживания: село, район; некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села; - дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад; - дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь
-
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная Этапы реализации проекта Первый этап – подготовительный. Цель: определить основные направления работы. Задачи: подготовить материально-техническую базу. Второй этап – организационно-практический. Цель: апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в процессе ознакомления с историей родного края. Задачи: - воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, селу, краю; - развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории; - знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени; развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности села. Третий этап – заключительный. Цель: обобщение полученного опыта. Задачи: обогатить предметно-пространственную среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека, школа)
-
Содержание реализации проекта Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю. Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение. Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета) .
-
Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для нас была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим краем. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Алексеевки как и в других сёлах, городах странах трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
-
План работы с детьми Сентябрь Беседа «История нашего села.» Познавательная беседа «По улицам нашего села» (знакомство с историей и достопримечательностями села Алексеевка). Целевая прогулка по улице Советской «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем». Д/игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего села», Конкурс «Назови улицу на которой ты живёшь» Коллективная аппликация «Дома на нашей улице» Октябрь Чтение, рассказывание детям о нашем селе. «Моё село-моя малая Родина» Рассматривание принесенных из дома фотографий, иллюстраций из семейных архивов. Д/игры «Узнай, назови, что на фотографии». Достопримечательности нашего села. Смотр-конкурс рисунков «Моё село - Алексеевка». Ноябрь С/ролевые игры «Семья», «Путешествие по селу», «Детский сад». Экскурсия к памятнику Рисование «Памятник погибшим» Рассматривание фотографий, альбомов в книжном уголке . Экскурсия в библиотеку . С-р игра «Библиотека». Чтение книг. Выставка.
-
Декабрь Экскурсия в школу. Загадки о школьных принадлежностях. Литературная викторина «Мы-ученики» Посещение краеведческого музея. Экскурсия в Свято-Сергиевский женский монастырь.. Январь Познавательная беседа о людях работающих на селе. С-р игры «Школа», «Почта», «Поликлиника», «Детский сад» Целевая прогулка на почту, магазин. «Кто работает на почте? » Познавательное мероприятие «Мы любим наше село» Февраль. Природа родного села. (просмотр на проекторе) Знакомство с флорой и фауной нашего села. Беседа о сохранении природы родного села. Целевые прогулки в зимний парк. Труд детей в природе: уборка снега, посадка растений (в группе) и т. д. Акция «Покормите птиц зимой! ». Рассматривание деревьев, во время прогулок. Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе , в разное время года. Чтение стихотворений о березке – символе России. Познавательная викторина «Кто живет в лесу? ». Беседа «Родник-Серебряный»
-
Март Знакомство с русскими православными традициями, играми, обычаями Апрель Рассматривание фотографий Май Литературная викторина «Родной свой край, люби и знай!» Знакомство с дорожными знаками для пешеходов. Наблюдение за движением машин на улице. Д/игры «Красный, желтый, зеленый», «Можно-нельзя», «Дорожные знаки». С/ролевые игры «Поездка по городу в автобусе», «Зеленый огонек» Главные люди на селе-хлеборобы. Знакомство с профессиями односельчан. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада. Познавательно-исследовательская деятельность «Откуда хлеб к нам пришёл?» Посадка пшеницы, овса. Наблюдение. Сравнения. Выставка детских рисунков. Праздник-концерт «Живёт село родное» Презентация проекта
-
Работа с родителями Взаимодействие с семьёй: -Участие в анкетировании по патриотическому воспитанию; - Акция ко дню Победы «Цветы - победителям»; - Участие в выставке-конкурсе «Мир, в котором я живу»; - Консультации для родителей :«С чего начинается Родина? » Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину? » Памятка «Всякому мила своя сторона» - Выставка детских рисунков «Юные художники в нашем селе»; Работа с педагогами: - Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов) ; - Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок; - Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию» (Работа над познавательным проектом «Познаём свою «малую Родину») ; - Педагогический совет «Концепция патриотического воспитания» (цели, задачи работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявление направлений работы) ; - Методическое объединение «Привитие любви к «малой Родине» - основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»; -Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».
-
Ожидаемые результаты проекта У детей 1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков; 2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях; 3. Пробуждение национального самосознания; 4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине. У родителей 1. Активизация и систематизация краеведческих знаний; 2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ; 3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса. У педагогов Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения; Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
-
Познавательная беседа«История нашего села»
-
Рассматривание альбома «Родной свой край, люби и знай!»
-
Достопримечательности нашего села.
-
Экскурсия к памятнику
-
Экскурсия в библиотеку .
Книга – лучший друг ты мой, мне так радостно с тобой! Я люблю тебя читать, думать, мыслить и мечтать!
-
Экскурсия в школу.
В школе многое узнаем: О своём любимом крае, О горах и океанах, О материках и странах;
-
Посещение краеведческого музея.
-
Экскурсия в Свято-Сергиевскийженский монастырь
-
Экскурсия в МУЗЕЙ Пограничников
-
Чтение, рассказывание детям о нашем селе. «Моё село-моя малая Родина»
-
История и жизнь с.Алексеевка
-
Встреча с ветераном ВОВ Иваном Андреевичем Гусевым
-
Список используемой литературы
Алексеевское МО Забота о детях – инвестиция будущее . Общественно-политическая газета Базарно-Карабулакского района «Вестник района» 28 сентября 2013 г География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. С.Г. Воскресенского. Саратов, 2015 История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебное пособие для школ / под ред. В.П. Тотфалушина. 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014. С любовью к Земле .Общественно-политическая газета Базарно-Карабулакского района «Вестник района 14 мая, 2009г Осипов В.А. Саратовский край в XVIII веке. Саратов, 2014 Осипов В.А. Очерки истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013. Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. И.В. Пороха. Саратов, 2014. .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.