Содержание
-
. Презентация из опыта работы «Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре» Составила: Воспитатель МБДОУ «Црр-д/сад №6» Амбарникова Е.Н.
-
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».М.Е.Салтыков - Щедрин
-
-
Условия возникновения опытаСовременный мир - это время изменений, охватывающих все сферы жизничеловека: экономику, политику, науку, культуру, образование. За последние десятилетия мы почти утратили народные традиции и вместе с ними большую частьнравственных ценностей. Современное общество испытывает кризис в духовно- нравственном воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры. В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, любовь к Родине, родному языку, природе. Мы часто не понимаем сегодня, недооцениваем, что мы дети своей Земли, и самая страшная духовная пустота происходит от потери корней.
-
Актуальность опыта
Сегодня как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. В век промышленного производства тепло человеческих рук заменили бездушные машины. Они производят игрушки без души и сердец, но никакая, даже самая дорогая фабричная кукла не способна заменить старенькую, потертую куколку, умело собранную из лоскутков руками детей и оживленную их фантазией. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. С древних времен она неизменный спутник человека. Кукла - неразрывная связь времен, ниточка из старого лоскутка ткани, потянув за которую можно вернуться к себе самому, к своим корням.
-
Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений.
-
Задачи:
обучающие знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей; формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме; обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире; развивающие развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле; развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.); развивать эстетический вкус и творчество детей; воспитательные воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы; воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма; совершенствовать коммуникативные способности детей; воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы; привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
-
-
Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения:
Теоретические: рассказ-информация о истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; метод проектной и исследовательской деятельности, вместе с воспитанниками готовим проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; возможность изготовить саму поделку на заданную тему, например, в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству,
-
Занятия строятся по определенному алгоритму:1) формулировка цели работы - ознакомление с определённым видом кукол;2) история возникновения данного вида куклы;3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;4) использование различного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;5) Определение и показ последовательности работы;6) Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;7) Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;8) Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).
-
В обучении детей по данной теме используются разные виды детской деятельности:
Коммуникативная(беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние (зимние, весенние) традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра); Двигательная(русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Платочек», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «У старушки, у Маланьи», «Сиди, сиди, Яша», «Гуси-лебеди», «Зайцы и лиса»); Продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-колокольчик», «Птица счастья»); Игровая(использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»); Познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).
-
Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников:
Формы работы: консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»); привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол; сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику». мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Птица-счастья»». Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.
-
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций. М.Е.Салтыков - Щедрин
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.