Содержание
-
:Проект Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры посредством народной тряпичной куклы – игрушки
Выполнила: воспитатель Быкова Наталья Сергеевна МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»
-
Категории участников проекта:
Дети группы младшего возраста в возрасте от 3 до 4 лет; Родители детей раннего возраста; ВоспитательНаталья Сергеевна Быкова; Воспитатель Ольга Аркадьевна Карпова; Старший воспитатель Татьяна Александровна Фёдорова.
-
Тип проекта по виду деятельности: познавательно-продуктивный. По числу участников: групповой. По времени проведения: краткосрочный (месяц). По форме: интегративный (речевое, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие).
-
Актуальность:Возможности народной культуры, как средства формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, А.П. Усова и др. Педагогическая практика в настоящее время испытываеттрудности в приобщении детей к ценностям народной культуры. В наше время очень много всего иностранного в окружающей жизни детей — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».В.Г.Белинский Необходимо вызвать интерес детей к истокам народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора. Воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Дети очень доверчивы и открыты, детство – это самое благотворное время для погружения в истоки национальной культуры. Поэтому приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
-
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она считается одним из самых загадочных символов России. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.Чтобы сохранить самобытность и духовность, культурные и нравственные ценности русского народа, мы хотим внести в жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу - игрушку. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
-
Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми
Задачи для педагога: Познакомится с историей возникновения народной куклы; Обучится технологии изготовления народных кукол; Обогащение активного словаря ребёнка через знакомство с народной куклой; Воспитать чувство патриотизма, уважение к национальным традициям у детей через народную куклу.
-
Задачи для родителей:
Способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей; Участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал, оформление мини - избы; Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства; Способствовать развитию родительски - детских отношений; Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными совместно с детьми.
-
Задачи для детей:
Познакомить детей с народной тряпичной куклой, сравнить с современной куклой; Учить игре с куклой, выполнению игровых действий; В процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Способствовать приобщению детей к народной культуре.
-
1. Подготовительный этап:
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; Подбор методической литературы для реализации проекта; Подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы; Пополнение развивающей среды; Подготовить папку передвижку по теме проекта.
-
2. Этап. Организация деятельности.
Экскурсия в мини – музей «русская изба»; Рассматривание с иллюстрациями народных кукол и беседа по ним «русская народная кукла», «История возникновения куклы Счастье», «Традиции русского народа»; НОД «Раскрасим платье для дымковской куклы», «Сарафан для матрёшки», «История возникновения народной куклы»; беседы о народных куклах: «Игры с куклами», «Как выглядели куклы раньше?» «Сравнение современных кукол с народной куклой».
-
3. Заключительный этап:
Анализ результатов проекта; Презентация проекта: выставка народных кукол изготовленных родителями вместе с детьми в мини – музее русской избы.
-
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для педагогов: Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения народной куклы; Освоение навыков технологии изготовления и выполнения народной куклы. Для родителей: Проявление интереса к проектной деятельности с детьми; Использование знаний о народных традициях и изготовлении кукол в повседневной жизни. Для детей: Овладение знаниями о русских традициях, об истории возникновения народной куклы; Интерес детей к народной кукле; Проявление детей бережного отношения, заботы к кукле.
-
Реализация проекта
С родителями была проведена работа : Беседа с родителями направленная на пополнение в развивающей среде (оформление мини – избы); Консультация с родителями «Народная игровая кукла, как необходимый элемент воспитательного процесса»; Проведение мастер – класса с родителями по изготовлению куклы «Пеленашки», куклы «Мотанки».
-
С детьми была проведена работа по образовательным областям:
«Познавательное развитие»:Знакомство с народным фольклором. Экскурсия в музей русской избы «Знакомство с русской избой». Беседа «Тряпичная русская народная кукла», «В какие тряпичные народные куклы играли дети в древней Руси". Рассматривание иллюстраций с тряпичными народными куклами. «Социально-коммуникативное»: Проведение НОД «Милости просим, гости дорогие», «Ходит сон близ окон». Свободная игровая деятельность детей в мини – музее русской избы. «Художественно – эстетическое развитие»: НОД «Украсим платье кукле», изготовление народной куклы совместно с родителями. «Речевое развитие»: Чтение русской народной сказки «Теремок»; «Репка»; «Колобок»и т. д. Чтение наизусть потешек, песенок.
-
Результат проекта:
Дети проявляют очевидный интерес к народным традициям, проявляют активное участие в совместных играх с воспитателем и сверстниками в мини – музее русской избы; У детей появился интерес к слушанию и запоминанию литературных произведений, значительно расширился круг узнаваемых произведений; У детей появился интерес к народной тряпичной кукле, они узнали, из чего была сделана понравившаяся им кукла, и с удовольствием приняли совместно с родителями участие в её изготовлении; Во время свободных игр в уголке русской избы укладывая её спать пели колыбельную, качали в люльке - дети проявляли бережное отношение, заботу к кукле.
-
У родителей и воспитателя установился эмоциональный и деловой контакт в совместной работе по воспитанию и развитию детей. Сформированы интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Итогом этого проекта стало обогащение предметно-развивающей среды в группе , куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация проекта.
-
Вывод:
Работа по приобщению детей к русской народной культуре еще только начата в нашей группе, и уже в настоящее время, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы благотворно повлияли на детей. У них появился живой интерес к русской народной культуре; они познакомились с потешками, песенками, закличками, сказками и с удовольствием их слушают и пересказывают. Наши малыши играют в русские народные куклы, водят с ними хороводы. Мы рады, что смогли вызвать интерес к народной игрушке благодаря созданию особой среды и позволяя детям соприкоснутся с наследием нашего прошлого. И в дальнейшем мы планируем содействовать приобретению детьми культурного богатства народа.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.