Презентация на тему "Работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе"

Презентация: Работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.36 Мб). Тема: "Работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе". Предмет: педагогика. 27 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе
    Слайд 1

    Выпускная квалификационная работаРАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

    Выполнила: Перминова Л.С. студентка V курса Очной формы обучения специальности «Педагогика и психология» Научный руководитель: Доктор педагогических наук, профессор АкутинаС.П.

  • Слайд 2

    Проблема исследования: каковы возможности работы педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе в условиях вуза? Цель исследования – изучение работы педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Предмет исследования: работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе будет успешной, если разработанная программа будет направлена на развитие системы эмоциональных отношений совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия, а также приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми.

  • Слайд 3

    Задача №1: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностного взаимодействия, изучить факторы, влияющие на успешность межличностного взаимодействия в студенческой группе.

  • Слайд 4

    Нами проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме межличностного взаимодействия, изучены факторы, влияющие на успешность межличностного взаимодействия в студенческой группе. Нами было выяснено, что главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми. Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др.Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Переживание концентрированного, эмоционально насыщенного взаимодействия, основанного на партнерских отношениях, становится действенным фактором позитивной динамики формирования внутригрупповых отношений

  • Слайд 5

    Задача №2:Обосновать возможности работы педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе в условиях вуза.

  • Слайд 6

    Были обоснованы возможности работы педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе в условиях вуза. Педагог-психолог в вузе призван способствовать развитию и саморазвитию личности, созданию благоприятных условий жизни и деятельности учащегося, психологического комфорта во взаимоотношениях в семье и школе, развивать его межличностные отношения. Для работы педагога-психолога по развитию межличностных отношений учащихся чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса ребенка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция подростка, и, если таковая имеется, педагог-психолог должен обеспечить анализ ее причин и поиск возможных путей ее преодоления.

  • Слайд 7

    Задача №3:Провести экспериментальное исследование по изучению межличностного взаимодействия в студенческой группе и на основании его результатов разработать и апробировать программу по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе.

  • Слайд 8

    Нами проведено экспериментальное исследование по изучению межличностного взаимодействия в студенческой группе и на основании его результатов разработана и апробирована программа оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Теоретическое изучение проблемы развития межличностных отношений в психолого-педагогической литературе послужило основанием для проведения экспериментального исследования. Экспериментальной базой нашего эксперимента явился психолого-педагогический факультет. В эксперименте принимали участие студенты 3 курса. Численность экспериментальной группы, составляет 27 человек, в контрольной группы – 22 человека. Для нашего исследования нами выбраны следующие диагностические методики: тест «Самооценка» Р.В. Овчаровой, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Р. Сазека, социометрия Д. Морено.

  • Слайд 9

    Результаты повторной диагностики теста «Самооценка» Р.В. Овчаровой в экспериментальной и контрольной группе.

    Экспериментальная Контрольная

  • Слайд 10

    Анализ результатов исследования по данной методике после проведения Программы показал следующее: у большинства испытуемых экспериментальной группы высокий уровень самооценки возрос до (73%) и, соответственно, снизился средний уровень самооценки до 27% респондентов. Это говорит о том, что уровень коммуникативных навыков участников экспериментальной группы значительно повысился: студенты стали более реально соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, пытаются ставить перед собой цели, которые можно осуществить на деле. Это соответствует нормальному развитию учащихся данного возраста. У испытуемых контрольной группы (60%) уровень самооценки выше среднего и у 40% респондентов - средний уровень самооценки. Данные результаты по сравнению с первичной диагностикой не изменились. Некоторый сдвиг можно отнести на случайность.

  • Слайд 11

    Результаты повторной диагностики по методике Т. Лири в экспериментальной и контрольной группе.

    Экспериментальная Контрольная

  • Слайд 12

    В результате повторного исследования по тесту-опроснику Т. Лири, с помощью которого изучались особенности «Я – концепции», проводимого в экспериментальной группе были получены следующие данные, Из диаграммы видно, что наиболее распространенными являются дружелюбный тип (60%), и альтруистический (20%), эгоистический, агрессивный, подчиняемый и зависимый снизились до 4%. Из полученных результатов повторной диагностики по данной методике видно, что существенных изменений в контрольной группе не выявлено. Преобладающими типами межличностных отношений студентов остались агрессивный и зависимый, что указывает на низкий уровень коммуникативных способностей и умения взаимодействовать.

  • Слайд 13

      Результаты повторной диагностики по методике «Социометрия» в контрольной и экспериментальной группе

      Контрольная Экспериментальная

  • Слайд 14

    По результатам диагностики испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике «Социометрия» Дж. Морено были составлены социоматрицы. На основании социоматриц были построены социограммы, которые делают возможным представление социометрии в виде схемы-«мишени». Из диаграммы видно, что в контрольной группе произошли незначительные изменения в зонах изолированных и пренебрегаемых участников эксперимента. Мы можем предположить, что это произошло под воздействием случайных факторов Можно наблюдать, что в экспериментальной группе студентов произошли изменения практически в каждой зоне. Увеличилось количество испытуемых в зоне социометрических звёзд (с 14% до 28%) и зоне предпочитаемых (с 9% до 30%). В зоне пренебрегаемых количество выборов тоже увеличилось, но за счёт перехода подростков из зоны изолированных, в зоне изолированных остался 1 человек.

  • Слайд 15

    На основании полученных результатов исследования была разработана и апробирована программа оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Для обеспечения успеха и эффективности данной программы поставлены следующие задачи: Задачи: 1. Развитие системы эмоциональных отношений. 2. Развитие сферы общения. 3. Развитие адекватной самооценки подростков. 4. Приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми. 5. Совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия. При составлении программы нами были использованы материалы: Осипова А.А., Козлова Н.И.

  • Слайд 16

    Задача № 4:Проанализировать динамику результатов исследования по итогам реализации программы.

  • Слайд 17

    Сравнительная характеристика полученных данных первичной и вторичной диагностики по методике «Самооценка» Р.В. Овчаровой в экспериментальной и контрольной группах.

  • Слайд 18

    Тест «Самооценка» Р.В. Овчаровой был выбран так как диагностика самооценки в данном исследовании необходима потому, что она в значительной степени определяет активность личности, ее отношение к себе и другим людям. Анализ результатов исследования по данной методике после проведения Программы показал следующее: у большинства испытуемых экспериментальной группы высокий уровень самооценки возрос до (73%) и, соответственно, снизился средний уровень самооценки до 27% респондентов. Это говорит о том, что уровень коммуникативных навыков участников экспериментальной группы значительно повысился: студенты стали более реально соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, пытаются ставить перед собой цели, которые можно осуществить на деле. Это соответствует нормальному развитию учащихся данного возраста.. Таким образом мы можем сказать, что результаты экспериментальной группы улучшились на 8%, но мы отмечаем также незначительное улучшение ситуации по этой же методике в контрольной группе на 2%. Данное улучшение учтем, как случайное.

  • Слайд 19

    Сравнительные данные по первичной и вторичной диагностике контрольной и экспериментальной группы по методике «Социометрия» Дж. Морено

    Контрольная Экспериментальная

  • Слайд 20

    Исходя из полученных результатов, мы можем предположить, что улучшение социометрических позиций в экспериментальной группе было вызвано в следствие специально организованного взаимодействия между участниками эксперимента в процессе реализации психолого-педагогической программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Результаты исследования подтвердили гипотезу исследования, – что в результате действия психолого-педагогической программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе произошли достоверные изменения в индивидуальных показателях уровней испытуемых экспериментальной группы. Для этого мы сравнили показатели, полученные у одних и тех же испытуемых, по одним и тем же методикам, но в разных условиях измерения (до воздействия с помощью психолого-педагогической программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе и после него). В контрольной группе выявился качественный сдвиг, так как условия измерения не менялись, менялось только время.

  • Слайд 21

    Сравнение итогов повторной диагностики по методике Т. Лири в экспериментальной и контрольной группах.

  • Слайд 22

    Из полученных результатов повторной диагностики по данной методике видно, что существенных изменений в контрольной группе не выявлено. Преобладающими типами межличностных отношений студентов остались агрессивный и зависимый, что указывает на низкий уровень коммуникативных способностей и умения взаимодействовать. В экспериментальной группе ситуация обратная. Если до проведения программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе, предпочитаемыми типами межличностного взаимодействия данной группы были авторитарный, агрессивный и зависимый, то после проведения программы испытуемыми был выделен сотрудничающий тип межличностных отношений. Так, юноши с ярко выраженной агрессивностью в межличностных отношениях после проведения программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе предпочли агрессии сотрудничество, А также «зависимые» юноши предпочли сотрудничающий тип межличностных отношений. На основании полученных результатов мы можем говорить о том, что у испытуемых экспериментальной группы снизилось чувство соперничества, эмоциональная напряженность, тревожность, зависимость, агрессивность. И наметились тенденции по улучшению отношений в студенческом коллективе. Результаты испытуемых контрольной группы по методике Т.Лири существенно не изменились.

  • Слайд 23

    Мы проанализировали динамику результатов исследования по итогам реализации программы. Повторная диагностика показала улучшение ситуации межличностного взаимодействия в экспериментальной группе по всем показателям. Мы можем предположить, что это было вызвано в следствие специально организованной работы с участниками эксперимента в процессе реализации психолого-педагогической программы по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе. Таким образом, наше предположение о том, что работа педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе будет успешной, если разработанная программа будет направлена на развитие системы эмоциональных отношений совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия, а также приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми – подтвердилось. Программа дала положительный результат и её можно с полным основанием считать эффективной.

  • Слайд 24

    Теоретическая значимость исследования:

    Изучен и систематизирован материал по проблеме межличностного взаимодействия; рассмотрены особенности юношеского возраста и выделены факторы, влияющие на успешность межличностного взаимодействия в студенческой группе, а также возможности работы педагога-психолога по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе в условиях вуза.

  • Слайд 25

    Практическая значимость:

    Подобраны методы и процедуры исследования; проведено диагностическое исследование по изучению особенностей межличностного взаимодействия в студенческой группе; разработана и апробирована психолого-педагогическая программа по оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе, а также проведено повторное исследование, позволяющее проследить динамику результатов исследования.

  • Слайд 26

    Перспективы нашей работы состоят в том, что на основе разработанной нами программы возможно создание комплексных программ направленных на оптимизацию межличностного взаимодействия в студенческих группах. Результаты исследования могут быть полезны в работе психологических служб вузов, сузов и в работе кураторов студенческих групп.

  • Слайд 27

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.