Презентация на тему ""Устное народное творчество""

Презентация: "Устное народное творчество"
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему ""Устное народное творчество"" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 20 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Устное народное творчество"
    Слайд 1

    Устное народное творчество Презентацию выполнила Музыкальный руководитель: Гракова Алеся Станиславовна Детский сад № 57 ОАО «РЖД» г.Смоленск

  • Слайд 2

    Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • Слайд 3

    Фольклор Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

  • Слайд 4

    Малые жанры фольклора Пестушки Потешки Заклички Страшилки Прибаутки Скороговорки Хороводные игры Загадки Частушки Считалки Приговорки Дразнилки Колыбельные песни Пословицы и поговорки

  • Слайд 5

    ПЕСТУШКА (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учится ходить, мать водит его за ручки, приговаривая: Большие ногиШли по дороге:Топ, топ, топ,Топ, топ, топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ, топ, топ, топ,Топ, топ, топ, топ!

  • Слайд 6

    ПОТЕШКА - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев. Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала!

  • Слайд 7

    ЗАКЛИЧКИ — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки,жавороночки!Прилетите к нам,Принесите нам Лето тёплое,Унесите от нас Зиму холодную.Нам холодная Зима на доскучила,Руки, ноги отморозила.

  • Слайд 8

    СТРАШИЛКА – это устный прозаический рассказ или стихотворение фантастического содержания, связанное со страшным событием. В нём даётся установка на реальность. Для этого вводятся атрибуты и понятия реальности. Де́тскиестраши́лки — жанр современного фольклора: короткие рассказы цель которых  испугать слушателя. Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нём продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник. Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, А вместо последней мелодии были записаны детские крики «Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в полицию.  Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма.

  • Слайд 9

    ПРИБАУТКА (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Та-ра-ра!Та-ра-ра!На лугу стоит гора,На горе растет дубок,А на дубе воронокСидит в красных сапогах,В позолоченных серьгах,Сидит ворон на дубуДа играет во трубу.Труба точенная,позолоченная.Труба ладная,песняскладная.

  • Слайд 10

    СКОРОГОВОРКА — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. У Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.

  • Слайд 11

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались.  Ты, березка, белена, белена, А макушка зелена, зелена. Летом-то мохнатенька, Зимой сучковатенька. Где ты стоишь, там и шумишь! Березка зелененька, По весне веселенька, В чистом полюшке стоит, Да листочками шумит. Ветки завивает, с ветрами играет.

  • Слайд 12

    ЗАГАДКА- представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Он быстрее человекаПеремножит два числа,В нем сто раз библиотекаПоместиться бы смогла,Только там открыть возможноСто окошек за минуту.Угадать совсем несложно,Что загадка про… (компьютер).

  • Слайд 13

    ЧАСТУШКИ- это один из жанров устного народного творчества, а именно, один из жанров русской народной лирики. Их главное назначение - не рассказать о тех или иных фактах жизни, событиях, а дать им определенную эмоциональную оценку, выразить определенные мысли и чувства по поводу того или иного события. Обычно частушка - это короткая рифмованная песенка, состоящая, как правило, из четырех строк и исполняемая более быстро, чем протяжная песня. На компьютере в игруДоиграл Денис к утру.В школе у доски Денис,Как компьютер, сам «завис». В классе есть два близнеца,Одинаковы с лица.У доски один сперва,С дневниками – сразу два.

  • Слайд 14

    СЧИТАЛКА — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Мимо леса, мимо дачПлыл по речке красный мяч.Увидала щука.Что это за штука?Хвать, хвать!Не поймать.Мячик вынырнул опять.Он пустился дальше плыть,Выходи, тебе водить!

  • Слайд 15

    ПРИГОВОРКИ– это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их. Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.  

  • Слайд 16

      ДРАЗНИЛКИ  - отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.  Шла собака через мост,  Четыре лапы, пятый хвост.  Если мост обвалится,  То собака свалится.  Антошка-картошка,  Соломенная ножка,  Сам с ноготок,  Голова с локоток. 

  • Слайд 17

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Спи, моя крошка, Мой птенчик пригожий,Баюшки-баю-баю. Пусть никакая печаль не тревожит Детскую душу твою.Ты не увидишь ни горя, ни муки,Доли не встретишь лихой... Спи, мой воробушек, Спи, мой сыночек, Спи, мой звоночек родной.

  • Слайд 18

      ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов, входящих в состав России. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы. Примеры поговорок: Два сапога – пара. Нет дыма без огня. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Обжегшийся на молоке, дует и на воду. Собака лает – ветер носит. Говорят в Москве кур доят. Примеры пословиц: Тише едешь – дальше будешь. Много будешь знать – скоро состаришься. Не буди лихо пока оно тихо. Служить бы рад – прислуживаться тошно! Утром деньги – вечером стулья.

  • Слайд 19

    Устное Народное Творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора(загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались  устно,  запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий  древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

  • Слайд 20

    Спасибо всем за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке