Презентация на тему "Сборник малых жанров"

Презентация: Сборник малых жанров
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Сборник малых жанров" по русскому языку, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 1.39 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сборник малых жанров
    Слайд 1

    СБОРНИК МАЛЫХ ЖАНРОВ

    ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ВУНШ ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА ГР.№127

  • Слайд 2

    Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения . Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. - Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. -Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, взрослому ,повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу.

    Детский фольклор – это и фольклор для детей, исполняемый взрослыми, и фольклор детский, который сочиняют, поют, наговаривают сами дети. Произведения детского фольклора сопровождают ребенка на протяжении всего детства.

  • Слайд 3

    Потешки— короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропеванияпотешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.    Сорока- ворона,                                       (водя пальчиком по ладошке)  Сорока-ворона,  Деткам отдала.  (загибают пальчики)  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,  А этому не дала:  — Зачем дров не пилил?   — Зачем воду не носил?

  • Слайд 4

    Ехал лунтик на тележке раздавал он всем орешки кому два ,кому три, а голить то будешь ты!

    СЧИТАЛКА- это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.

  • Слайд 5

    Заклички— один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Пример:«Радуга-дуга, пришли нам дождя». Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко.

  • Слайд 6

    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни

    Потягуни-потягушечкиОт носочков до макушечки,Мы потянемся-потянемся,Маленькими не останемся.Вот уже растем, растем, растем!

  • Слайд 7

    Прибаутка   (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

    Куд-куда, куд-куда, Кричат курочки: "Беда! Петушок упал, Ножку-крылышко сломал! Помогите, помогите, Больно Пете, полечите!"

  • Слайд 8

    Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.          Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.         Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,          Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник). Охраняет дом, не пускает посторонних (собака). Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? (котенок)

  • Слайд 9

    небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены.

    Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился!

  • Слайд 10

    Поддёвки , жеребьёвки и дразнилки.

    Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Вредина-вредина! До дырки проедена, Кое-как одета, Твоя песня спета!

  • Слайд 11

    ЖЕРЕБЬЁВКА

    Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Наливное яблочкоИли золотое блюдечко? Лисицу в цветахИли медведя в штанах?

  • Слайд 12

    ПОДДЁВКИ

    Скажи: "Лес"!Лес!Твой брат балбес!* * *Скажи: "Ой"!Ой!Твоя сестра с бородой!* * *Скажи: "Три"!Три!Нос подотри! Поддёвка –  малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Скажи двести. Двести. Голова в тесте!

  • Слайд 13

    Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега.

    Баю-баю-баюшки,Да прискакали заюшки,Люли-люли-люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулевать, Да стал мой милый засыпать

  • Слайд 14

    СкороговоркиФраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.«От топота копыт пыль по полю летит.»

  • Слайд 15

    Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

    Хлеб-всему голова.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Семеро одного не ждут.Сытый голодному не товарищ.

  • Слайд 16

    Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их к взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым. У медведя на боруГрибы, ягоды беру!Медведь постылНа печи застыл! Селезень ловил утку,Молодой ловил серую!— Поди, утица, домой,Поди, серая, домой!У тебя семеро детей,Восьмой селезень!

  • Слайд 17

    Своеобразными словесными упражнениями были молчанки - стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки") - соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки. Летели три утки, Молчи три минутки! * * * Говорилка, говори, Язычок не оторви! Прижми язычок, Рот закрой на крючок! Голосянки, голосяночки, Голосим за прянички, За бублички! Тянем-тянем до черты, У того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!. * * * Дождик, лей, лей, лей, Ты водицы не жалей, Землю нашу поливай, Будет славным урожай! Не боимся хрипоты, Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..

  • Слайд 18

    Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец. Докучные сказки       или-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца? — Рассказать ли тебе докучную сказочку?— Расскажи.— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?— Не надо.— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

  • Слайд 19

    скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик.

    Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила, Мышки сушки кушать стали - Зубы сразу же сломали! Мышонку шепчет мышь: Ты все еще шуршишь? Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише.

  • Слайд 20

    ИТАК: Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • Слайд 21

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке