Презентация на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя"

Презентация: Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя" состоит из 33 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 3.5 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году. Для студентов.

Содержание

  • Презентация: Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя
    Слайд 1

    Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя

  • Слайд 2

    Задачи

    Активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей обучающихся Создать банк дидактических игр по развитию познавательных способностей младших школьников Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательных способностей

  • Слайд 3

    Учебная деятельность -

    Это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

  • Слайд 4

    Учебная деятельность

    Педагогическая ситуация Мотивация Постановка учебной задачи Решение учебной задачи Контроль самоконтроль Оценка самооценка

  • Слайд 5

    Давайте подумаем

    В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок. Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение К. Маркса об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами. Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

  • Слайд 6

    Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Это позволяет говорить о культуротворческой миссии образования (В.Т. Кудрявцев). Любое время имеет свои особенности. 21 не является исключением. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития – ступени жизни и смерти (Т.И. Шамова). По данным прогнозов с начала века углубляются и расширяются кризисные явления:

  • Слайд 7

    1. Всеобъемлющий энергетический кризис. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира и потребует объединения усилий ученых всего мира для поисков новых источников энергии. 2. Угрожающе быстрое развитие экологического кризиса, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды. 3. Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов Среды на человека. 4. Увеличение численности населения на земном шаре минимум в 2 раза. 5. Положение человека в сегодняшней цивилизации. Взрыв потребления – вещевого, пищевого, зрелищного. Культ потребления превращает человека созидателя в человека потребителя. Современный человек делается всё более «Я» - центричным, замкнутым на себе.

  • Слайд 8

    Вдумаемся в слова Э. Фромма:

    «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество»

  • Слайд 9

    Учитывая все изложенное, общество предъявляет требования к образовательной системе:

    - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

  • Слайд 10

    Главная задача образования:

    максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей, развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

  • Слайд 11

    Обучающиеся, проведя 11 лет в школе, должны овладеть самым главным умением – умением жить в современном мире достойно жизни человека, ориентироваться в любой жизненной ситуации. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить в ладу с самим собой.

  • Слайд 12

    Научиться познавать

    Научиться учиться Интеллектуальная культура Информационная культура Культура самоорганизации Исследовательская культура

  • Слайд 13

    Вывод

    Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культуры и культуры самоорганизации позволят школьнику учиться всю жизнь.

  • Слайд 14

    Требования ФГОСа – формирование универсальных учебных действий

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

  • Слайд 15

    Общеучебные универсальные действия:

     самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в уст-ной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов раз-личных жанров; определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • Слайд 16

    Знаково – символические действия:

     моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • Слайд 17

    Логические УУД

     анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтез – составление целого из частей;  выбор оснований для сравнения, классификации объектов;  установление причинно – следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.  постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Слайд 18

    Выпускник научится:

     осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;  использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  основам смыслового чтения и выделению существенной информации.  осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;  устанавливать причинно-следственные связи.

  • Слайд 19

    Выпускник получит возможность научиться:

     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Слайд 20

    Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

  • Слайд 21

    Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

  • Слайд 22

    Способности – индивидуадьно-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.).

  • Слайд 23

    Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

    Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

  • Слайд 24

    Где мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?

  • Слайд 25

    На уроке Во внеурочной учебной деятельности

  • Слайд 26

    Анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе показывает, что интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

  • Слайд 27

    Как мы можем развивать познавательные способности?

  • Слайд 28

    Помним! Познавательная деятельность начинается с любопытства

    Любопытство-бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов и окружающей среды

  • Слайд 29

    Второй шаг

    Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Стремление к приобретению всё новых знаний.

  • Слайд 30

    Третий шаг

    Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к преобразованию знаний, к науке. Высшая степень интереса – увлечение.

  • Слайд 31

    Критерии интеллектуального, умственного развития

    самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико- синтетической деятельности, критичность ума.

  • Слайд 32

    Составление кластера

    Познавательная деятельность

  • Слайд 33

    Развитие познавательных способностей

    Познавательная деятельность Дидактическая игра Активные методы обучения Самостоятельная работа технологии Работа в парах Иследовательская работа

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке