Содержание
-
Развитие познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности как важнейший компонент деятельности учителя
-
Задачи
Активизировать деятельность педагогов по формированию интеллектуальных способностей обучающихся Создать банк дидактических игр по развитию познавательных способностей младших школьников Разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательных способностей
-
Учебная деятельность -
Это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку
-
Учебная деятельность
Педагогическая ситуация Мотивация Постановка учебной задачи Решение учебной задачи Контроль самоконтроль Оценка самооценка
-
Давайте подумаем
В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок. Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение К. Маркса об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами. Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?
-
Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Это позволяет говорить о культуротворческой миссии образования (В.Т. Кудрявцев). Любое время имеет свои особенности. 21 не является исключением. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития – ступени жизни и смерти (Т.И. Шамова). По данным прогнозов с начала века углубляются и расширяются кризисные явления:
-
1. Всеобъемлющий энергетический кризис. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира и потребует объединения усилий ученых всего мира для поисков новых источников энергии. 2. Угрожающе быстрое развитие экологического кризиса, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды. 3. Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов Среды на человека. 4. Увеличение численности населения на земном шаре минимум в 2 раза. 5. Положение человека в сегодняшней цивилизации. Взрыв потребления – вещевого, пищевого, зрелищного. Культ потребления превращает человека созидателя в человека потребителя. Современный человек делается всё более «Я» - центричным, замкнутым на себе.
-
Вдумаемся в слова Э. Фромма:
«Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество»
-
Учитывая все изложенное, общество предъявляет требования к образовательной системе:
- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
-
Главная задача образования:
максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей, развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
-
Обучающиеся, проведя 11 лет в школе, должны овладеть самым главным умением – умением жить в современном мире достойно жизни человека, ориентироваться в любой жизненной ситуации. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить в ладу с самим собой.
-
Научиться познавать
Научиться учиться Интеллектуальная культура Информационная культура Культура самоорганизации Исследовательская культура
-
Вывод
Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культуры и культуры самоорганизации позволят школьнику учиться всю жизнь.
-
Требования ФГОСа – формирование универсальных учебных действий
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
-
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в уст-ной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов раз-личных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
-
Знаково – символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические) преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-
Логические УУД
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей; выбор оснований для сравнения, классификации объектов; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения и выделению существенной информации. осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи.
-
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
-
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.
-
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
-
Способности – индивидуадьно-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.).
-
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
-
Где мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?
-
На уроке Во внеурочной учебной деятельности
-
Анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе показывает, что интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.
-
Как мы можем развивать познавательные способности?
-
Помним! Познавательная деятельность начинается с любопытства
Любопытство-бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов и окружающей среды
-
Второй шаг
Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Стремление к приобретению всё новых знаний.
-
Третий шаг
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к преобразованию знаний, к науке. Высшая степень интереса – увлечение.
-
Критерии интеллектуального, умственного развития
самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико- синтетической деятельности, критичность ума.
-
Составление кластера
Познавательная деятельность
-
Развитие познавательных способностей
Познавательная деятельность Дидактическая игра Активные методы обучения Самостоятельная работа технологии Работа в парах Иследовательская работа
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.