Содержание
-
Выполнила: Г.В. Ходзицкая учитель- логопед первой квалификационной категории МКДОУ ЦРР № 504
-
это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
-
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
-
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив(если зеркало совсем маленькое). Сначала упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно. Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь — например, подвинуть язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом. В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения. При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.
-
Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет
К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями: «Заборчик»; «Чашечка»; «Парус»; «Маляр»; «Индюк».
-
Комплекс для развития мышц губ.
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении. «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее. «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка. «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы. «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм». «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
-
Комплекс для развития мышц языка
«Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов. «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе. «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы. «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д. «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов. «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы. «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.
-
Комплекс для развития мышц щек
«Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки. «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками. «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями. «Буря». Выдувать мыльные пузыри
-
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить амплитуду движений; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
-
Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой:
Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ. Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для девочек», Детство-Пресс. Волошина И.В. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках», Гном. НищеваН.В. «Веселая артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс. НищеваН.В. «Веселая артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс. Романова М. «Угадай, кто жужжит». Мозаика-Синтез. Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезно с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.
-
Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.