Содержание
-
Интеллектуальная недостаточность у детей. ЗПР. Пути и методы преодоления когнитивного дефицита
-
-
Причиной интеллектуальной недостаточности является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.
-
Синдром когнитивного дефицита
В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактованиесиндрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как ММД, а с расширением нейропсихологических знаний – как СДВГ. Причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков.
-
К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий.
-
Отмечается двигательное беспокойство: сидя на стуле, вертится часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении.
-
Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим. не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. мотивация к обучению снижена.
-
Научные исследования показывают, что из всех известных методов лечения когнитивных расстройств только психостимуляторы и поведенческая терапия являются наиболее эффективными.
-
Поведенческая терапия включает в себя инструктирование педагогов и родителей о том, как наилучшим образом организовать окружающую среду ребенка, дать ему четкие указания и задания, как построить последовательную систему вознаграждений и негативных реакций в соответствии с поведением ребенка
-
Сюда же относится и обучение социальным навыкам, организация свободного времени, занятия спортом.
-
Когнитивные расстройства являются отражением поведенческих нарушений различного генеза и характеризуются «качественными нарушениями», доминирующими среди которых являются трудности с приобретением речевых, познавательных, моторных социальных навыков.
-
Особенности эмоционально-волевой сферы
Интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся психопатоподобным поведением отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. недоразвитие личностных компонентов снижение критичности относительно себя и окружающих людей расторможенность влечений, ребенок склонен к неоправданным аффектам.
-
Интеллектуальная недостаточность с выраженной лобной заинтересованностью. дети вялы, безынициативны, беспомощны. речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности. слабо учитывают ситуацию.
-
Для детей с ЗПР характерны эмоциональная лабильность слабость волевых усилий несамостоятельность и внушаемость личностная незрелость в целом.
-
Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легкости возникновения эмоционального возбуждения или плача, немотивированных проявлениях аффекта.
-
Нередко детей охватывает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
-
Синдром когнитивного дефицита (СДВГ ) отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность.
-
Синдром когнитивного дефицита (СДВГ ) Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными импульсивными подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение.
-
Взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.
-
При психической тормозимостинаряду с личностной незрелостью на первый план выступают Несамостоятельность нерешительность робость медлительность.
-
Дети с психической неустойчивостью Со взрослыми бывают ласковыми назойливыми легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны
-
Особенности ребенка с ЗПР
Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются: -малым ростом и весом, -по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, -позже начинают ходить. -Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, -затруднения в координации движений, -проявления гиперактивности.
-
Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики.
-
В первую очередь это замедление развития эмоционально-волевой сферы и личности: -эмоциональная незрелость, -слабость мотивации поведения, -игровой характер интересов, -неспособность к волевому усилию, -низкий уровень самоконтроля, -неумение планировать свою деятельность.
-
Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема и переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности.
-
Тем не менее, восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: -они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, -с трудом выделяют объект из фона. -Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях затрудняющих восприятие (необычное положение объекта).
-
Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено.
-
Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).
-
Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на занятии.
-
Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное, и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических.
-
К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане.
-
Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок.
-
Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не умеют рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. им легче отличать явления противоположного характера.
-
Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната».
-
Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»).
-
Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5-7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети к началу школьного возраста – 9-13 ее представителей.
-
Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.
-
Особенности будущего обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т.к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не формируется учебная мотивация – дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения.
-
Особенности обучения в школе. Ведущий вид деятельности – игра. Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий. Уже в 1 классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т.к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание.
-
Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности.
-
Трудности учебной деятельности детей с ЗПР связаны с необходимостью перестройки мотивов деятельности – смены игровых мотивов ориентацией на указания учителя, его требования.
-
Трудности связаны с необходимостью совершать действия, не имеющие смысла вне целостной деятельности и являющиеся подготовкой к овладению какими-то новыми умениями и навыками – раздельное проговаривание звуков слова, написание палочек и крючков.
-
У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которого является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию и недоношенных детей.
-
Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна: -повышенная двигательная активность, -невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, -легкая отвлекаемость, -быстрая смена настроений.
-
-Часто встречаются речевые нарушения, -неразвитость мелкой моторики (трудности в самообслуживании, в овладении письмом), -неловкость. -Дети повышенно возбудимы, -двигательно беспокойны,
-
-часто драчливы, агрессивны, импульсивны, -сон поверхностный. -Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движении. -При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца.
-
синдром психического инфантилизма; дисфункция вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром); энцефалопатические расстройства (неврозоподобный синдром, эпилептиформный синдром, астенический синдром, психопатоподобный синдром и другие); нарушение речевой функции; недостаточность тонкой моторики рук
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.