Содержание
-
«Деятельность мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга» в МБОУ СОШ № 3»
Специалисты психолого-педагогического сопровождения МБОУ СОШ № 3 Стрельцова Е.А. Казакова И.Б.
-
В соответствии: с письмом Управления образования от 28 ноября 2018 г. № 3141, постановлением КДНиЗП НСО, в целях повышения эффективности мероприятий по профилактике подростковой преступности, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в школе № 3 обсудили возможность создания мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев «буллинга», как дополнительной меры по профилактике «буллинга» несовершеннолетних в образовательной организации.
-
Создание мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга» несовершеннолетних в школе
была создана мобильная группа на базе Школьной службы медиации. В группу вошли педагоги-медиаторы (социальный педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР, классные руководители) в количестве 5 человек. В положение о школьной службе медиации были внесены изменения, связанные с созданием мобильной группы из числа специалистов ШСМ и функциональным предназначением данной группы. информация о создании мобильной группы специалистов по рассмотрению случаев «буллинга», ее функциональном предназначении представлена на педагогическом совещании при директоре.
-
Все специалисты мобильной группы имеют медиативное образование, направленное на использование в работе с обучающимися медиативного способа урегулирования споров в целях профилактики негативных социальных явлений, жесткости в детско-юношеской среде, в целях формирования бесконфликтной среды и внедрения в практику работы школы восстановительного подхода. Педагог-психолог и социальный педагог имеют курсы повышения квалификации по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
-
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;- совместность, сотрудничество, содействие;- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;- опора на личные силы и потенциальные возможности личности;- принцип параллельного действия.
Основные принципы деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»
-
экстренное оказание помощи учащимся школы № 3 в результате выявления фактов «буллинга» или признаков его попыток.
Цель деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»
-
- выявление факторов риска конфликтного взаимодействия;- определение этапа развития ситуации «буллинга» (предпосылка, возникновение, начальный этап либо преодоление влияния уже существующих групповых факторов «буллинга»).- выявление причин, попыток и фактов «буллинга» среди обучающихся школы; - профилактика случаев «буллинга».
Задачи деятельности мобильной группы по рассмотрению случаев «буллинга»
-
- оказание психолого-педагогической помощи детям, подросткам, ставшим жертвами «буллинга»;- проведение диагностики отклоняющегося поведения участников ситуации конфликтного взаимодействия;- оказание консультативной помощи;
Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав мобильной группы:
-
- оказание консультативной помощи;- проведение разъяснительной работы и выработка рекомендаций среди родителей, классных руководителей, педагогов по вопросам психического и физического состояния ребенка, участвующего в ситуации «буллинга»;- проведение работы по выявлению проблем и кризисных ситуаций, поиск пути выхода из них;- содействие в защите личных интересов ребенка;
Функциональные обязанности специалистов, входящих в состав мобильной группы:
-
- организация экстренных заседаний по обращениям и оперативная диагностика случаев конфликтного взаимодействия учащихся на признаки «буллинга»;- организация планового патронажа учащегося, оказавшегося в ситуации «буллинга».
Работа мобильной группы осуществляется по двум направлениям:
-
Диагностика «буллинга»
рассмотрение информации от заявителя или источника информации (классный руководитель, родители, друзья «жертвы»). первичный осмотр и опрос «жертвы» (могут проявиться характерные для «буллинга» эмоциональные и поведенческие особенности, телесные повреждения, информационные доказательства). Именно на этом этапе специалисты мобильной группы должны четко определить, какой способ улаживания существующего конфликта выбрать для определенной ситуации.
-
Если выявляются даже незначительные признаки, которые могут являться предпосылками «буллинга», разрабатывается программа работы со всеми участниками «буллинга» («жертва», «булли», свидетели, сочувствующие, классный руководитель, родители класса, родители «жертвы» и др.). Случай переходит под патронаж специалистов психолого-педагогического сопровождения.
-
Алгоритм действий в ситуации выявленного «буллинга»(начальный этап)
Реалистично и профессионально оценивается весь массив информации, тщательно анализируется, намечается план действий. При установлении факта либо подозрении на существование ситуации травли специалист сообщает о сложившейся ситуации в администрацию школы в письменном виде по форме. Администрация совместно с психологической службой учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Обсуждается программа помощи участникам «буллинга». Формируется команда специалистов, которая будет работать по случаю «буллинга»: психолог, педагоги, социальный педагог, родители. В случаях выявления криминальных опасностей подключаются правоохранительные органы, а при подозрении на психическую травму у «жертвы» – рекомендация родителям посетить врача-психоневролога. Организуется психологическая поддержка пострадавшего ребенка. В соответствии с уровнем опасности в течение 2-48 часов принимаются экстренные меры по защите «жертвы» от дальнейшей агрессии со стороны «булли».
-
Поведенческие особенности:
отстраненность от взрослых и других детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям. Эмоциональные особенности: напряженность и страх при появлении взрослых и ровесников; обидчивость и раздражительность; грусть, печаль и неустойчивое настроение.
-
Физическое состояние и поведение ребенка:
• У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е., не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.) • Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями • Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе
-
• Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет • По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры • Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки • Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров»
-
Отношения со сверстниками:
• Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет)
-
• Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в группе • Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел записать • Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти) Школа или любое другое детское учреждение:
-
В школе
Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят • Ребенок старается держаться рядом со взрослым • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость • Боится или не хочет идти в школу • Убегает из учреждения
-
• Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы • Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко проводит время в гостях у одноклассников • Нет ни одного друга в учреждении, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).
-
Актуальные последствия:
Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокийуровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количествонегативных эмоций). Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли вживоте, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры инарушения неустойчивостьвнимания,трудностисосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п. Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков, снижение успеваемости. Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное Суицидные мысли и попытки. К другим наиболее часто общим последствиям буллинга относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру.
-
После первичного выявления ребенка, можно проводить диагностики такие как:
«Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки»; Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»; Методика оценки отношений подростка с классом; «Шкала депрессий Бека (BDI)»; Методика измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора»; Методика измерения уровня тревожности Филлипса; Методика изучения школьной мотивации; Проективная социометрия; Методика «Рисунок несуществующего животного» Методика по выявлению уровня самооценки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.